Почему растут цены на бензин?

Русский репортерБизнес

Горючее дело

Цены на бензин растут. Почему?

Текст: Василиса Хитрова

«Оптовые цены выросли — практически сравнялись с розницей. И мы пошли на вынужденный рискованный шаг — мы тоже стали продавать дороже», — говорит Павел Баженов, президент Независимого топливного союза

Еще весной правительство заморозило цены на бензин, чтобы хоть как-то их сдержать. Но неукротимое топливо продолжает расти в цене. Кто в этом виноват? Подозреваемых несколько. Водители обвиняют правительство, которое не управляет ситуацией, а еще брендовые компании, которые производят бензин. А недавно в «горючем деле» появился еще один подозреваемый.

Мой старенький «форд» трясется по кочкам маленького провинциального городка. Ледяной ветер бросает комки мокрого снега в лобовое стекло. Включаю печку посильнее — тепло укутывает колени и плечи… Вдруг в машине что-то стукает, булькает, чавкает — бензин на нуле. Успею ли дотащиться до заправки? Мне неожиданно везет: за поворотом приветливо маячит безымянная азээска.

Привычными движениями вставляю пистолет в бак и невольно подслушиваю, как неохотно и лениво переругиваются рядом водители.

— С ума все посходили — 51 рубль дизель! — бурчит бородатый мужик.

— А-а-а! — машет рукой в сторону водила в дутой куртке. — Ты на 95-й посмотри!

Мы с бородачом одновременно поднимаем глаза на стелу с ценниками — бензин тут тоже кусается: 48 рублей. «А в Москве-то у какой-нибудь «Роснефти» рублей на пять дешевле будет», — ворчу я про себя и тоже начинаю заводиться. Но деваться некуда, до следующей заправки мой «фордик» просто не дотянет. Да и есть ли она в этой глуши, следующая заправка?

— Три литра 95-го, — киваю я растрепанной девушке в толстом свитере. — А что так дорого у вас?

— За дорого купили — за дорого продали, — бросает она и захлопывает перед моим любопытным «вовседелалезущим» носом окно.

Замотать шланги

Выложив кругленькую сумму за топливо для моей машинки, двигаюсь дальше. В надеждах, что 95-й здесь действительно 95-й, а не какая-то бодяга. У моего друга случай был: заправился у частников, проехал полпути и встал — двигатель заглох, хорошо, что не сгорел. То ли воду залили, то ли бензин с самого дна бочки с грязью, а может, еще чего похуже. Давно известно: смешал запрещенные добавки с топливом — и вуаля, низкооктановый бензин превратил в 95-й премиум-класса. Добавки стоят копейки, а доход с суррогата выходит очень даже неплохой. Правда, низкооктановый бензин ВИНКи давно уже не производят и не продают, но независимые активно продвигают идею вернуться к прошлому. Может быть, потому, что достаточно получить мелкую партию качественного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий паленого топлива.

Такое топливо в рознице, по данным Российского союза промышленников, больше всего бодяжат именно мелкие сети АЗС, а еще бензовозы — передвижные заправки. Говорят, за счет этого они обычно выставляют привлекательно низкие цены и конкурируют с брендовыми компаниями.

Но мне снова повезло: мой «фордик» едет и едет — кажется, местный 95-й пришелся ему по вкусу. Пару раз за окном мелькнули заправки. Правда, тоже частные и тоже задранными, как хвосты у злых собак, ценами. Мой бензин мне еще достался по дешевке.

— Понимаете, заправки — те же самые магазины, — объяснял мне потом Павел Баженов, президент Независимого топливного союза. — АЗС покупают товар у производителей, ВИНКов (вертикально интегрированных компаний) и выставляют на своих «прилавках» за свои цены. Конечно, они выше, чем первоначальные — бизнес не может работать себе в убыток!

— Но не кажется ли вам, что в этот раз цены оказались слишком завышенными? Еще весной правительство заморозило розницу, установило ценовую планку, которую независимые АЗС давно «перепрыгнули».

— Оптовые цены выросли — практически сравнялись с розницей. И мы пошли на вынужденный рискованный шаг: тоже стали продавать дороже. Согласитесь, что продавать дешевле, чем мы купили, невозможно. И покупатели от нас в такой ситуации уходят.

— И что же теперь будет?

— Если ничего не изменится, остается только замотать шланги и уйти с рынка. Чтобы мы могли работать дальше, нужна системная реформа. Освободить независимых игроков от акцизов, разморозить розницу, придумать меры поддержки частников на рынке, поскольку сейчас они просто загибаются. И сделать все для того, чтобы оптовые цены просели.

Шантаж и манипуляции

Вообще опт уже просел. Еще месяц назад, после совещания в правительстве, ВИНКи и НТЗ (независимые нефтеперерабатывающие заводы) заявили, что снизили оптовые цены на бензины и дизельное топливо. Это можно было увидеть еще 1 ноября по результатам биржевых торгов: топливо стало дешевле (АИ-95 — 4,3%; АИ-92 — 2,2%, ДТ — 3,14%). Соответственно, розничные цены должны были тоже снизиться. Но пока этого не заметно.

— Независимые игроки просто нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через нее — федеральное правительство, — убежден пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. — Они жалуются на оптовые цены? Хочется спросить: ребята, что же вы жалуетесь на опт, если вы столько закупаете топлива? Вы покупаете больше, чем можете реализовать на своих АЗС. Что вы делаете с этим топливом? Перепродаете. Все, чем вы занимаетесь, как правило, некоторым образом подпадает под определенную статью Уголовного кодекса.

— Независимые игроки просто манипулируют ценами, — говорит Алексей Мухин, директор Центра политической информации. — Особенно в регионах, где нет крупных компаний. Частники вступают в сговор и накручивают цены.

— Как это происходит?

— Очень просто. Есть компании-трейдеры, которые скупают на торгах 80 процентов оптового топлива. Потом перепродают его, причем во многих случаях — сами себе по несколько раз. По сути, это не запрещено, но фактически это просто спекуляции, которые формируют ценовой фон! Под прикрытием биржевой торговли компании осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС. Так накручивают цены для водителей. Эти недобросовестные компании попросту решили нагреться на топливном кризисе, используя создавшуюся ситуацию для получения сверхприбыли.

— Но может быть, с помощью этих махинаций они стараются выжить и перекрыть свои расходы на акцизы?

— Налоги сегодня действительно высокие, никто не спорит. Но не надо думать, что все независимые АЗС такие бедные и несчастные. Некоторые владельцы небольших компаний давно переехали за рубеж, а в России ведут только бизнес. Значит, он им приносит доход, и неплохой. Некоторые из них, в силу региональной специфики, связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов. И когда такие игроки начинают качать права: «замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку», нужно внимательно послушать, чего они требуют. На самом деле требования-то простые: оставьте нас с проверками, избавьте от акцизов и дайте нам свободно повышать цены, иначе мы будем работать себе в убыток. Мне кажется, это абсурд — а вам? Это все находится за пределами здравого смысла! Что значит «освободить от акцизов»? Почему ВИНКи, которые производят топливо, несут колоссальные нагрузки, должны платить налоги, а мелкие АЗС, перекупщики — нет? Потому что чем меньше налогов — больше прибыли, вы же понимаете. Так что было бы странно, если бы федеральная и региональная власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для водителей.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что в росте цен на бензин в стране виноваты независимые АЗС

Монопольные империи

Во всех своих бедах независимые АЗС винят ВИНКов: в дефиците сырья на рынке и в высоких оптовых ценах. Но тем есть что возразить. Глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что в росте цен на бензин в стране виноваты независимые АЗС. По его версии, это локальные региональные сети создают монопольные империи и притесняют ВИНКов. А не наоборот.

— Независимые АЗС провозглашают, что покрывают 60% рынка, но на самом деле — не больше 30%. Однако именно эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, — объясняет Игорь Сечин в интервью «Коммерсант FM». — Взять, к примеру, Приморский край. Там правит компания «Октант». У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, хотя на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе.

— То есть ВИНКи не душат малый бизнес?

— Конечно, нет, — говорит Сечин. — В целом в мире прослеживается тенденция, когда сети привязаны к НПЗ. Но при этом у нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже ВИНКи в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться.

Что же выходит? По мнению «Роснефти», это независимые АЗС толкают вверх цены на бензин — они не подчиняются ФАС и могут сколько угодно перепродавать топливо и накручивать цены.

— В одном регионе есть 300 АЗС, шесть из них — независимые, — продолжает Сечин. — Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а кроме того, еще десяток посредников с различными названиями — я не всех помню даже, — но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний.

Вопрос: что же дальше будет с ценами и где найти выход из ситуации?

— Первое — важно сохранять рыночное ценообразование, — резюмирует глава «Роснефти». — Второе — надо перенести акциз с нефтеперерабатывающих заводов на колонку, что позволит бороться с контрафактом. А в-третьих, мне кажется, важно реализовать наше предложение, которое касается распределения справедливой нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка. Мы добываем примерно 520 млн тонн нефти в год в стране. И понимаем задачу, которую ставит президент страны, — наполнить розничный рынок доступным топливом с экономически обоснованной ценой. Что это значит? Мы потребляем 90 млн тонн нефтепродуктов — это 17,5% от общего количества добычи. Если мы наполним рынок, то никакого риска дефицита не будет. Если рынок будет заполнен, то и цена снизится.

Фотография: URA.RU/ТАСС; Максим Григорьев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бельевой порог Бельевой порог

Краткая история трусов

GQ
Музей Давида Якобашвили открыт для всех бесплатно. Что вы там увидите? Музей Давида Якобашвили открыт для всех бесплатно. Что вы там увидите?

В коллекции Давида Якобашвили 20 000 предметов антиквариата

Forbes
Вот это поворот Вот это поворот

Почему владельцу Tesla и SpaceX плевать на мнения окружающих

GQ
Путеводные звезды Путеводные звезды

Тайны «галактики» «Мишлен», родившейся более ста лет назад во Франции

Вокруг света
Дима Билан: «Женюсь только ради хайпа» Дима Билан: «Женюсь только ради хайпа»

Певец Дима Билан о выносе мозга и пьяной любви

StarHit
Руперт Гринт объяснил, почему хотел уйти из «Гарри Поттера» Руперт Гринт объяснил, почему хотел уйти из «Гарри Поттера»

Руперт Гринт стал известен после роли Рона Уизли в кинофраншизе о Гарри Поттере

Cosmopolitan
Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска? Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска?

В чем заключается синдром «мертвого таза» и как с ним бороться

Psychologies
Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что

Главный суперкар Баварии обновили. Мы об Audi R8, если что

Maxim
Когда сказка оживает... Когда сказка оживает...

Сегодня детей сложно удивить подарками, поэтому приходится пускаться на хитрости

Лиза
Lada Vesta Cross: Мандарин под елку Lada Vesta Cross: Мандарин под елку

Оранжевый седан Lada Vesta Cross

АвтоМир
Почему взятка и нелюбимая работа — одно и тоже Почему взятка и нелюбимая работа — одно и тоже

Как сделать работу любимой и изменить мир вокруг себя всего за 3 секунды

Forbes
Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить) Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить)

Уметь делать женщине короткие комплименты — это искусство, которое можно освоить

Playboy
Мужчина на миллион Мужчина на миллион

Позаботься о своих деньгах, пока о них не позаботились другие

Playboy
Call of Duty: Black Ops 4: тест и обзор отличного мультиплеер-шутера Call of Duty: Black Ops 4: тест и обзор отличного мультиплеер-шутера

Call of Duty: Black Ops 4: тест и обзор отличного мультиплеер-шутера

CHIP
Люди и лозы в опасности: что угрожает виноделию в наступающем году Люди и лозы в опасности: что угрожает виноделию в наступающем году

Виноделие оказалось слабым сразу перед несколькими нешуточными угрозами

Forbes
ЦБ продаст санированный банк АТБ в марте 2019 года ЦБ продаст санированный банк АТБ в марте 2019 года

Регулятор планирует продать Азиатско-тихоокеанский банк на открытом аукционе

Forbes
69 заповедей Тони Парсонса 69 заповедей Тони Парсонса

Правила, которые сделают вашу земную жизнь более цельной и запоминающейся

GQ
Что первично: намерение или цель? Что первично: намерение или цель?

Почему без цели и намерения невозможно добиться результата?

Psychologies
20 признаков экзистенциального кризиса 20 признаков экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис — этап развития личности, когда нужно сделать шаг вперед

Psychologies
Только для своих. Почему в СССР лечили лучше, чем на Западе Только для своих. Почему в СССР лечили лучше, чем на Западе

Из-за чего российские технологии всегда отстают от западных?

Forbes
Создание госкомпании по утилизации мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей Создание госкомпании по утилизации мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей

В России будет создана госкомпания по переработке и утилизации мусора

Forbes
Право на Деда Мороза. Можно ли «присвоить» сказочных персонажей как товарный знак Право на Деда Мороза. Можно ли «присвоить» сказочных персонажей как товарный знак

Сегодня Дед Мороз — не только фольклорный персонаж, но и товарный знак

Forbes
Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться» Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться»

Светлана Устинова о том, почему не стоит бояться своих желаний и как все успеть

Grazia
От Оумуамуа до модификации человека От Оумуамуа до модификации человека

Главные научно-технологические итоги 2018 года

Русский репортер
Как стать фотографом и вести инстаграм про путешествия Как стать фотографом и вести инстаграм про путешествия

Денис Чебулец рассказывает, как сделать свой инстаграм популярным

GQ
За каменной стеной За каменной стеной

Близкие рассказали, какая Галина Волчек за кулисами

StarHit
Раскрыть глаза Раскрыть глаза

По данным Минздрава, примерно 8% младших школьников страдают близорукостью

Добрые советы
Почему платная парковка в Москве только дорожает Почему платная парковка в Москве только дорожает

С 15 декабря увеличиваются тарифы на платную парковку в столице

Forbes
Как перенести данные на новый смартфон? Как перенести данные на новый смартфон?

Вы купили новый смартфон и не знаете, как перенести информацию со старого?

CHIP
Как Александр Сысоев приручил Голиафа Как Александр Сысоев приручил Голиафа

Отрывок из книги Владислава Моисеева «Бизнес из ничего»

Forbes
Открыть в приложении