«Русский Джастин Бибер»: как Егор Крид стал кумиром поколения Z и заработал $6,9 млн, несмотря на «развод» с Тимати
Егор Крид — один из наиболее популярных артистов в стране. Главные хиты он написал, работая с лейблом Black Star, но год назад решил уйти в свободное плавание — возможно, не без помощи миллиардера Бориса Ротенберга. С тех пор доходы 26-летнего исполнителя выросли в 1,5 раза. Как Криду удается зарабатывать миллионы долларов, эксплуатируя образ хорошего парня?
«Дело не в деньгах. Я перерос всю эту историю — быть артистом под продюсером […] Я сам хочу быть продюсером самого себя, принимать самому решения и отвечать за них полностью», — рассуждал в интервью Юрию Дудю Егор Крид. В мае 2019-го он решил прекратить сотрудничество с лейблом Black Star Inc., резидентом которого был семь лет.
Расставание оказалось непростым: стороны не могли договориться, за кем останутся права на песни и псевдоним Крида. В переговоры по просьбе исполнителя вмешался его давний друг, продюсер Иосиф Пригожин, а также, по словам Пригожина, миллиардер Борис Ротенберг (сам Ротенберг от комментариев отказался, Егор Крид и совладельцы Black Star эту информацию опровергали). Разошлись мирно: у Black Star остались исключительные права на произведения, созданные во время действия контракта, а Крид получил лицензию на их использование. Товарные знаки «Егор Крид», «ЭК» и KReed, по данным СПАРК, в июле 2019-го перешли к самому Криду.
Развод с Black Star привел к росту доходов Крида на 70%, которые артист прежде отдавал лейблу, уверен Пригожин. По оценкам Forbes, доход исполнителя за последний год (с 1 мая 2019 года по 30 апреля 2020-го) составил $6,9 млн, что почти в 1,5 раза больше показателей предыдущего года. Каждый концерт сегодня приносит ему по €50 000, а рекламный пост в соцсетях — до 2,2 млн рублей, приводит оценки основательница агентства по продвижению в музыкальной сфере SoldoutMafia Катерина Павлова. После ухода из-под крыла лейбла Крид успел выпустить собственный альбом «58», клип на песню «Сердцеедка», который собрал больше 108 млн просмотров на YouTube, и совместную с THRILL PILL и Morgenshtern «Грустную песню» с 55 млн просмотров.
На предложение дать интервью Forbes представитель Крида ответила отказом: «В случае Егора будет интересен материал с обложкой. Интервью внутрь или на сайт не актуально». Несмотря на это, Forbes решил разобраться, в чем феномен популярности 26-летнего исполнителя, как ему удалось мирно расстаться с одним из самых жестких лейблов на рынке и какую роль в его судьбе сыграл миллиардер Ротенберг.
По пути с Тимати
Егор Крид (настоящая фамилия Булаткин — именно под ней певец числится как ИП в системе СПАРК) родился и вырос в Пензе в семье бизнесмена Николая Булаткина, владельца одной из крупнейших в России фабрик по переработке орехов «Унитрон» (в 2019 году предприятие, по данным СПАРК, принесло около 3,8 млрд рублей выручки). Семья была музыкальной: мать Егора Марина и старшая сестра Полина пели, отец играл на гитаре в любительской музыкальной группе с друзьями. В дуэте с отцом Егор впоследствии записал одну из песен, с сестрой — песню и клип «Расстояние».
В 11 лет Крид стал писать тексты для собственных песен и записывать хип-хоп-треки на диктофон. «Конечно, это было смешно, непрофессионально и чересчур эмоционально, но это был первый шаг большого творческого пути, по которому мне еще идти и идти», — рассказывал он о своей первой песне «Амнезия» в интервью Woman.ru.
В 2008-м Крид начал делиться своими песнями в набирающей популярность соцсети «ВКонтакте»: «Писал где-то по одной в неделю, буквально спамил соцсеть своими треками». Подписывался псевдонимом KReeD — придумал его, чтобы участвовать в баттлах вместе с пензенским приятелем, который тоже «читал рэп».
Через три года Егор заметил, что одна из композиций — «Любовь в сети» — «находится почти у каждого знакомого в аудиозаписях», и решил снять на нее клип. Нашел видеографа, потратил 8000 рублей и два дня, а результат выложил в YouTube. За «пару недель» клип на песню со словами «Напиши «ВКонтакте» семерым слово «люблю» — и можешь считать, что этот трек про тебя» неожиданно для самого исполнителя набрал более 1 млн просмотров (на сегодняшний день — около 17 млн).
В том же году Егор снял еще один клип — на кавер песни Тимати «Не сходи с ума». Он «зашел» пользователям YouTube не так хорошо — сегодня на странице композиции 8,7 млн просмотров, — но помог обратить на творчество внимание партнера Тимати, гендиректора лейбла и продюсерской компании Black Star Павла Курьянова, более известного как Пашу. «Я нашел Егора в своей почте (Крид прислал Курьянову письмо с песнями и вопросом, как можно стать артистом лейбла — прим. Forbes), — вспоминает в разговоре с Forbes знакомство Курьянов. — Мне приходило очень много писем от разных ребят, которые хотели на лейбл. В Егоре я увидел что-то уникальное».
Пашу пригласил 17-летнего Крида вместе с отцом в офис в Москве. Итогом встречи в апреле 2012 года стал семилетний контракт молодого исполнителя с лейблом. Black Star взялся за его полную раскрутку: помощь в записи песен и съемке клипов, дистрибуцию, организацию концертов, ведение соцсетей и рекламу. За это, по условиям контракта, компания оставляла себе чуть меньше 60% от чистой прибыли по проекту, уточняет Курьянов. По словам Иосифа Пригожина, знакомого с условиями работы Black Star с Кридом, комиссия была больше — порядка 70%. Сам Крид в интервью Юрию Дудю говорил о доле «чуть меньше» 40% от прибыли, которая оставалась ему по контракту.
В том же году Егор окончил школу и переехал в Москву. В столице он поступил в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Университет, однако, не окончил: в 2015-м взял академический отпуск, из которого не вернулся, отдав предпочтение карьере.
Рэп-факап
«Я пришел в Black Star в определенном смысле звездой интернета, но как оказалось позже, то, что было успехом в сети, не стало успехом в крупном музыкальном лейбле», — признавался Крид в интервью Woman.ru. Первой композицией, которую он выпустил под эгидой Black Star, стала песня «Старлетка». Незамысловатые строки «Ты моя детка-старлетка. Стреляешь в сердце редко, но метко» и новый уровень качества звука не помогли треку стать хитом. Клип, в котором снялась героиня сериала «Папины дочки» Мирослава Карпович, не обогнал по просмотрам на YouTube «Любовь в сети». Следующие треки, записанные при лейбле, — «Больше, чем любовь» в дуэте с Алексеем Воробьевым, «Я тебя цепляю», «Заведи мой пульс» — постигала та же участь: «выстрелить» не удалось ни одному из них.
Проблема Крида в первые два года была в том, что у него «не было своего лица», считает музыкальный журналист Артем Макарский. Творчество певца того периода он описывает как «устаревший R&B в духе середины нулевых» и «плохо сделанный поп-хаус». «Он явно не мог выбрать между романтиком, плохим парнем и дворовым пацаном, в этих треках («Старлетка» и др. — прим. Forbes) понемногу ото всех трех образов. Крид 2012-2013 годов пытается одеться по-модному, но получается слишком безлико, не запоминаемо», — анализирует эксперт.