В России пока не сформирована культура преемственности в бизнесе

РБКБизнес

Программа передач: как сохранить бизнес для потомков

В России пока не сформирована культура преемственности в бизнесе — лишь один из десяти бизнесменов первой волны задумывается над этим вопросом. Исправить ситуацию могут private-банки, считают эксперты.

Текст: Иван Козлов

Вопросы, связанные с передачей бизнеса по наследству, стали особенно важными в последние годы. Это связано прежде всего с тем, что наступил момент, когда де-факто отходит от дел первое поколение бизнесменов, сформировавшееся на постсоветском пространстве. Однако опросы Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» показали, что только 10% респондентов, относящихся к этому поколению, планируют на случай своей смерти передать контроль над бизнесом членам семьи. В то время как нанять профессиональных менеджеров со стороны собираются 47%. При этом всего, по данным центра, в России сегодня насчитывается около 250 тыс. семей, владеющих капиталом более $1 млн, включая неликвидные активы.

Культура наследования

Вопрос планирования преемственности является сейчас крайне актуальным для крупных бизнесменов, заработавших свое состояние в 1990-х годах, говорит руководитель практики по работе с частными клиентами KPMG Law в России и СНГ Наталия Гриценко: «Одни задумываются об этом в силу возраста или желая предусмотреть последствия ухода любого из бизнес-партнеров, другие — из-за сложных внутрисемейных отношений». Но при этом, как говорит директор Deloitte Private в СНГ Вероника Варшавская, в нашей стране не сформирована культура постепенной и безболезненной передачи бизнеса, не существует семейных офисов, обеспечивающих интересы семей из поколения в поколение в течение многих десятилетий. Кроме того, наследственное право подвергалось существенному реформированию в последние годы, а правоприменительной практики пока очень мало.

По словам эксперта, нужно учитывать, что бизнес, начинавшийся в девяностые, как правило, складывался как партнерский, а не как чисто семейный. История структуры владения нередко недостаточно прозрачна, что, безусловно, негативно сказывается на планировании преемственности.

Эксперты называют несколько типичных ошибок, которые совершают состоятельные россияне при передаче бизнеса наследникам. Во-первых, рассказывает Наталия Гриценко, многие «зацикливают» бизнес на себе, не привлекают профессиональных управляющих как для инвестиционных, так и личных активов. Во-вторых, пишут завещание на скорую руку в стрессовой ситуации, не привлекая юристов и не прорабатывая все последствия выбранного варианта передачи активов. В-третьих — скрывают полный перечень активов от членов семьи, не информируют их о своих намерениях в части распределения наследства, что приводит как к утрате активов, так и к семейным и корпоративным спорам после смерти бенефициара.

Ошибки, как правило, совершаются не в ходе передачи бизнеса, а на стадии формирования отношения к такой передаче, отмечает Вероника Варшавская: «Владельцы бизнеса нередко не задумываются о том, что планирование наследственности — это процесс, а не действие. Он требует времени и вовлечения профессионалов, но пока у бенефициаров недостаточно сформирована правовая культура, и это не дает на интуитивном уровне понять, в какой момент следует задуматься о начале планирования преемственности».

Представители предпринимательского сообщества с такими оценками согласны. В наследовании бизнеса есть свои нюансы, это не то же самое, что наследование имущества, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. При этом он выделяет три основные проблемы. Первая — повышенные риски дробления бизнеса в случае большого количества наследников, вторая — действующее нормативное регулирование, дающее не очень большую свободу маневра, и третья — человеческий фактор.

Во многих российских состоятельных семьях отсутствует системный подход к обсуждению вопросов передачи благосостояния, говорит исполнительный директор «Уралсиб Private Bank» Анна Челышева: «Как результат, молодое поколение вовлекается в управление капиталом поздно — только после окончания университета, тем самым упуская возможность соотнести получаемые на старших курсах университета знания с практикой».

Если у руководителей компании не сложилось четкого понимания того, кто будет управлять фирмой после их смерти, как распределятся активы и полномочия между наследниками, то в процессе передачи бизнеса и решения вопросов раздела компании не избежать судебных тяжб, которые потребуют значительно больше времени и ресурсов, говорит руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева. Это, безусловно, негативно скажется на положении компании в целом вплоть до банкротства и ухода с рынка.

Как позаботиться о будущем

Методы решения данных проблем могут быть различными. Вероника Варшавская полагает, что нужно сосредоточиться на четырех направлениях. Во-первых, это своевременность формирования волеизъявления бенефициара — владелец должен вовремя задуматься о том, каким он видит будущее своего бизнеса, кого из членов семьи он хотел бы видеть преемником, в отношении кого хотел бы сделать отдельные распоряжения. Во-вторых, это готовность привлечь профессионалов к процессу планирования преемственности. В-третьих, важно учитывать интересы следующего поколения в ходе ведения бизнеса, вовлечение членов семьи в управление. И самое главное — это достижение согласия в семье и понимание степени готовности ее членов к принятию бизнеса.

Екатерина Авдеева считает, что важно осуществлять качественную подготовку новых владельцев и управленцев, обязательно распределив доли в компании и полномочия, указав это в завещании.

Если речь о крупном бизнесе, то, возможно, создать наследственный фонд, это позволит не раздробить активы компании между наследниками, полагает Александр Калинин. «Оценивающий финансовое состояние клиента инструмент мог бы помочь выстроить подходящую стратегию по планированию завещания», — поясняет он. Роль консультанта в этом вопросе, как говорит эксперт, может играть private banking (PB).

Вероника Варшавская соглашается, что базовые сервисы PB играют большую роль в вопросах преемственности и наследования. Поскольку это не только, а иногда и не столько завещание и другие инструменты наследственного права, но скорее вопросы управления частным капиталом в России и за рубежом, использования различных инвестиционных инструментов, выстраивания корпоративной структуры.

В private banking доминируют консультативные услуги, банки готовы оказывать консультации по репатриации средств и структурированию активов, в том числе для будущего наследования. По сути, персональный банкир может превращаться в личного помощника, готового оказывать помощь в сохранении и приумножении средств для новых собственников, добавляет член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков.

«Уралсиб Private Bank» еще в 2009 году разработал и запустил программу подготовки наследников, которая так и называется — «Наследник», рассказывает Анна Челышева. Ее цель — дать необходимые знания и заложить основы навыков грамотного управления капиталом. Структура программы представляет подобие конструктора: из основных и дополнительных блоков наследник с родителями может выбрать по своему желанию и в соответствии со своими приоритетами то, что нужно именно ему. «По согласованию с родителями в программу может быть включено управление частью инвестиционного портфеля семьи, таким образом, наследник может пройти в рамках нашей программы также и практику», — говорит Анна Челышева.

Фото: Getty Images

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илон Маск Илон Маск

Илон Маск стал первым в истории, чье состояние достигло 300 миллиардов долларов

ЖАРА Magazine
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Вес слова Вес слова

Если карьера не задалась, у вас есть реальный шанс стать преуспевающим спикером

Forbes
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Открыть в приложении