Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

РБКHi-Tech

На языке MAYA

Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

Автор: Андрей Абрамов

Ключ к будущему — баланс между футуризмом и настоящим. Это основа принципа разработки инноваций MAYA, придуманного в 1960-х, но актуального до сих пор. Разбираемся, как принцип MAYA помогает строить карьеру и создавать инновационные продукты.

Принцип MAYA

MAYA — это аббревиатура принципа Most Advanced Yet Acceptable (самый продвинутый, но еще приемлемый). Согласно этому принципу, новое не должно быть более совершенно, чем то, что потребитель сможет понять и принять.

Принцип MAYA придумал французский дизайнер Раймонд Лоуи в середине ХХ века. Лоуи считал, что люди не покупают то, что не понимают и не любят. Чтобы продать новый продукт, нужно заложить в него качества хорошо знакомого старого. Создавая свои продукты, Лоуи стремился соблюдать баланс между уже известным и инновационным.

Раймонд Лоуи: «Взрослые не всегда принимают новое, если это удовлетворяет их потребности, но слишком сильно отличается от привычной нормы».

Раймонда Лоуи считают отцом промышленного дизайна. Он разрабатывал дизайн автомобилей, холодильников, локомотивов с учетом потребностей покупателя, постепенно расширяя границы дизайна и технологий за пределы ожидания. Это он придумал дизайн бутылки Coca-Cola и логотипы Air Force One, Shell Oil и почтовой службы США.

Ранний iPod — наглядный пример использования MAYA. Apple меняла дизайн продукта по мере того, как iPod становился привычной вещью в обиходе пользователя. Дизайнеры гаджета постепенно убирали лишние кнопки, создавали оригинальный интерфейс и форму, использовали новые материалы. Так, технологию мультитач придумали в конце 1960-х, а в 1980-х уже активно разрабатывали по всему миру. Мультитач — способ управления устройством с использованием сразу нескольких пальцев. Apple могла добавить сенсорный экран в первый iPod уже в 2001 году, но реализовала технологию в первом iPhone в 2007 году. Шесть лет компания постепенно готовила пользователя к новой технологии, поэтому он ее и принял.

Почему принцип работает

Принцип MAYA относится не только к дизайну. Это основа того, как люди осваивают новые навыки и принимают идеи. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сначала нужно определить, что человек уже умеет и чему готов учиться.

Если не узнать текущий уровень развития навыков, освоить новые не получится. Например, нельзя научить ребенка писать слово «просветительский», если он не знает алфавит и не понимает букв. Поэтому первым делом нужно выяснить, что будет приемлемым для учащегося или пользователя.

Чтобы определить набор навыков, которые ребенок еще не освоил, но которым может научиться, советский психолог Лев Выготский разработал термин «зона ближайшего развития» (ЗБР). Выготский утверждал, что сначала ребенок следует примеру взрослого. Со временем развивает умения и навыки, чтобы решать задачи без посторонней помощи. То, что ребенок делал под руководством взрослых, становится его собственным достоянием.

Лев Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, развитие следует за обучением. То есть, поощряя опыт ребенка в зоне ближайшего развития, мы продвигаем его индивидуальное обучение. Здесь важно обратить внимание на верхний и нижний пределы зоны ближайшего развития.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, которые ребенок может приобрести самостоятельно. Это фактический уровень развития.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, который ребенок может последовательно развить с помощью преподавателя. При этом нельзя научить ребенка сложным словам сразу после изучения букв.

То же самое с пользователем. Понимая зону ближайшего развития человека, можно предложить ему подходящий продукт.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, что он легко может освоить самостоятельно, без помощи руководства или преподавателя. Это небольшие изменения в текущем продукте или новый продукт, но похожий на уже существующие.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, чему он может научиться с помощью инструкции или наставника. Это совершенно новый продукт. Чтобы пользоваться им, нужно прочитать руководство или посмотреть видеоинструкцию.

Чаще всего люди не будут тратить время и деньги, чтобы разобраться в новом продукте, если смогут найти более простой с похожими функциями. Поэтому, если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались без инструкций, учитывайте при разработке нижний предел ЗБР по принципу MAYA.

Работа MAYA в жизни

Чтобы продать что-то знакомое, сделайте это удивительным. Чтобы продать что-то удивительное, сделайте это знакомым. Баланс знакомого и инновационного присутствует во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому так хорошо работают плейлисты музыкальных сервисов. Они знакомят нас с новой музыкой, но по большей части состоят из любимых композиций.

Треки Let It Be, Don't Stop Believin’, Can You Feel The Love Tonight и No Woman, No Cry состоят из одной и той же последовательности аккордов, но звучат по-разному. В этих песнях много новаторства, но это новшество с ограничениями.

Инновации — это не нестандартное мышление, а переосмысление рамок.

Принцип MAYA работает и в коммуникации. В 2014 году дизайнеры компании Marks & Spencer провели редизайн сайта, но с треском провалились. Сайт работал на новой платформе, поэтому все сохраненные данные пользователей пропали. Людям пришлось регистрироваться снова. При этом для тех, кто привык к старому дизайну, изменения были слишком кардинальными — они заново учились пользоваться сайтом. Из-за нового дизайна акции компании подешевели, а продажи упали на 8%.

Чтобы не допускать таких ошибок, крупные компании исследуют пользовательские привычки, предлагают инновации частями и только потом вводят обновления. Психологический феномен «эффекта простого действия» доказывает, что люди предпочитают знакомые вещи, просто потому что с ними знакомы.

В профессии и личной жизни принцип помогает постепенно меняться в глазах других людей. Например, избавиться от ярлыка «молчаливый работник» или привлечь к себе внимание руководства. Если раньше вы всегда отмалчивались, а теперь «проталкиваете свои идеи на каждой планерке» и подлавливаете коллег у кулера, вряд ли они хорошо отреагируют на такие изменения. А вот постепенные изменения примут за естественное развитие. При этом вам будет легче придерживаться новых привычек в долгосрочной перспективе.

Пять правил принципа MAYA

Секрет популярности продукта среди массовой аудитории в поиске баланса — добавить немного опасности, но при этом сохранить чувство безопасности. Вот как найти баланс между инновационным и привычным.

Лоуи предлагает разрабатывать продукты будущего, опираясь на текущие потребности пользователей. Чтобы люди пользовались вашими продуктами, спешить не следует. Предоставьте потребителю инновационный продукт, но не более сложный, чем тот, который он может понять и принять.

1. Вводите инновации постепенно. Так сделали дизайнеры Apple, когда разрабатывали первый iPod. Не делайте слишком много серьезных изменений разом, чтобы не потерять доверие человека.

2. Опирайтесь на нижний порог зоны ближайшего развития. Изучите текущие навыки пользователя. Представьте, как изменится его жизнь с несколькими нововведениями.

3. Используйте знакомые шаблоны и паттерны. Так пользователю будет удобнее ориентироваться в новом. Apple постепенно меняла дизайн iPod в сторону будущего смартфона, что помогло выпустить совершенно другой продукт — iPhone.

4. Добавьте инструкции, если ваш продукт слишком сложный. Не бросайте пользователя один на один с новым. Напишите инструкции, гайды, руководства, помогите человеку разобраться с непонятным быстро и удобно.

5. Изучайте реакцию разных людей на одни и те же слова. Люди по-разному интерпретируют ваше сообщение. Проверьте, насколько вас понимает аудитория: что вы имеете в виду, что хотите получить, что предлагаете.

Фото: Peter Stackpole / The LIFE Picture Collection via Getty Image; Apple; M&S

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Секреты идеальных фигур звезд «Отчаянных домохозяек»: Лонгория, Морец и другие Секреты идеальных фигур звезд «Отчаянных домохозяек»: Лонгория, Морец и другие

Секреты стройности актрис, сыгравших в сериале «Отчаянные домохозяйки»

Cosmopolitan
Итальянский парадокс Итальянский парадокс

Крупнейшим финтехом Европы может стать платежный стартап Nexi из Италии

Forbes
Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека

Вопросы о квестах и интерактивных шоу гендиректору сети «Клаустрофобия»

Maxim
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
Женщина с Марса. Интервью с Анастасией Степановой, которая работала журналисткой, а теперь готовится к колонизации Красной планеты Женщина с Марса. Интервью с Анастасией Степановой, которая работала журналисткой, а теперь готовится к колонизации Красной планеты

Анастасией Степановой прошла несколько экспедиций по подготовке к жизни на Марсе

СНОБ
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Программа-минимум Программа-минимум

На смену бьюти-перепотреблению пришел скинимализм: что это такое?

Grazia
Максим Михеенко: «Россия будет оазисом игровой индустрии» Максим Михеенко: «Россия будет оазисом игровой индустрии»

Что ждет стремительно развивающуюся игровую индустрию в ближайшие годы?

РБК
В Луксоре нашли древнеегипетский город мастеров эпохи расцвета Нового царства В Луксоре нашли древнеегипетский город мастеров эпохи расцвета Нового царства

Город был построен в XIV веке до нашей эры для обслуживания царской резиденции

N+1
Брат, братан, братишка Брат, братан, братишка

Илья, Андрей и Сергей Сафроновы о братской дружбе и любви к иллюзиям

Men’s Health
Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike

Зачем стартап из Нью-Йорка выпускает очевидные подделки?

Forbes
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
«Я заметила Камиллу»: как принцесса Дианы раскрыла связь мужа с любовницей «Я заметила Камиллу»: как принцесса Дианы раскрыла связь мужа с любовницей

Принцесса Диана сама рассказала о сложных отношениях с мужем

Cosmopolitan
Влюбленность и любовь: в чем отличие между этими чувствами Влюбленность и любовь: в чем отличие между этими чувствами

Определение влюбленности и любви и разница между этими двумя чувствами

Playboy
Как животные входили в историю кино Как животные входили в историю кино

Живые или мертвые: животные в истории кино

Weekend
Еще один «Оскар» Фрэнсис Макдорманд? Мы только за! Еще один «Оскар» Фрэнсис Макдорманд? Мы только за!

«Земля кочевников» самый вероятный претендент на премию «Оскар»

Cosmopolitan
Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий

Чего стоит ожидать от отношений, а от каких притязаний лучше отказаться?

Psychologies
6 отличных сериалов, герои которых заберутся вам в голову (и не вылезут) 6 отличных сериалов, герои которых заберутся вам в голову (и не вылезут)

Популярные сериалы, закрученные вокруг психологии и поведенческого анализа

Cosmopolitan
Как на фото! 8 звезд, которые в реальной жизни и в Instagram выглядят одинаково Как на фото! 8 звезд, которые в реальной жизни и в Instagram выглядят одинаково

Селебрити, которые на фото и ковровых дорожках выглядят одинаково круто

Cosmopolitan
Жертвы хищников докембрия? Жертвы хищников докембрия?

Результаты исследования древнейших одноклеточных

Наука и жизнь
Джозефсоновский контакт превратили в детектор одиночных фотонов Джозефсоновский контакт превратили в детектор одиночных фотонов

Физики изготовили светочувствительный контакт Джозефсона на основе графена

N+1
На условиях анонимности На условиях анонимности

Райнер Хольцемер – о фильме, посвященном Мартину Маржеле

Grazia
Новая реальность: как создают магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи Новая реальность: как создают магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи

Сооснователь компании Sila Sveta - о свете и технологиях на концертах

Популярная механика
Как избавиться от запаха перегара: советы, которые тебе обязательно пригодятся Как избавиться от запаха перегара: советы, которые тебе обязательно пригодятся

Мифы о том, как избавиться от перегара, и реально работающие средства

Playboy
Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл

Чтобы сделать мощный сюжетный твист, хватит и пары секунд

Maxim
Герои «РБК Стиль» — о том, как пандемия изменила их гардероб Герои «РБК Стиль» — о том, как пандемия изменила их гардероб

Модники Москвы — о том, как 2020 год повлиял на их гардероб

РБК
Ольга Литвиненко — неугодная дочь друга Путина, долларового миллиардера и самого богатого ректора мира Ольга Литвиненко — неугодная дочь друга Путина, долларового миллиардера и самого богатого ректора мира

Интервью с Ольгой Литвиненко, которой пришлось бежать из России

СНОБ
Исправьте это немедленно: почему пользователи ненавидят чат-ботов Исправьте это немедленно: почему пользователи ненавидят чат-ботов

Какие проблемы и ошибки на самом деле закрывают виртуальные помощники

Forbes
Золотой ключик: почему важно менять характер, а не «надевать маску» Золотой ключик: почему важно менять характер, а не «надевать маску»

Адекватно ли поведение характеру?

Forbes
Открыть в приложении