Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

РБКHi-Tech

На языке MAYA

Как инновационный принцип готовит потребителя к понятному ему будущему

Автор: Андрей Абрамов

Ключ к будущему — баланс между футуризмом и настоящим. Это основа принципа разработки инноваций MAYA, придуманного в 1960-х, но актуального до сих пор. Разбираемся, как принцип MAYA помогает строить карьеру и создавать инновационные продукты.

Принцип MAYA

MAYA — это аббревиатура принципа Most Advanced Yet Acceptable (самый продвинутый, но еще приемлемый). Согласно этому принципу, новое не должно быть более совершенно, чем то, что потребитель сможет понять и принять.

Принцип MAYA придумал французский дизайнер Раймонд Лоуи в середине ХХ века. Лоуи считал, что люди не покупают то, что не понимают и не любят. Чтобы продать новый продукт, нужно заложить в него качества хорошо знакомого старого. Создавая свои продукты, Лоуи стремился соблюдать баланс между уже известным и инновационным.

Раймонд Лоуи: «Взрослые не всегда принимают новое, если это удовлетворяет их потребности, но слишком сильно отличается от привычной нормы».

Раймонда Лоуи считают отцом промышленного дизайна. Он разрабатывал дизайн автомобилей, холодильников, локомотивов с учетом потребностей покупателя, постепенно расширяя границы дизайна и технологий за пределы ожидания. Это он придумал дизайн бутылки Coca-Cola и логотипы Air Force One, Shell Oil и почтовой службы США.

Ранний iPod — наглядный пример использования MAYA. Apple меняла дизайн продукта по мере того, как iPod становился привычной вещью в обиходе пользователя. Дизайнеры гаджета постепенно убирали лишние кнопки, создавали оригинальный интерфейс и форму, использовали новые материалы. Так, технологию мультитач придумали в конце 1960-х, а в 1980-х уже активно разрабатывали по всему миру. Мультитач — способ управления устройством с использованием сразу нескольких пальцев. Apple могла добавить сенсорный экран в первый iPod уже в 2001 году, но реализовала технологию в первом iPhone в 2007 году. Шесть лет компания постепенно готовила пользователя к новой технологии, поэтому он ее и принял.

Почему принцип работает

Принцип MAYA относится не только к дизайну. Это основа того, как люди осваивают новые навыки и принимают идеи. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сначала нужно определить, что человек уже умеет и чему готов учиться.

Если не узнать текущий уровень развития навыков, освоить новые не получится. Например, нельзя научить ребенка писать слово «просветительский», если он не знает алфавит и не понимает букв. Поэтому первым делом нужно выяснить, что будет приемлемым для учащегося или пользователя.

Чтобы определить набор навыков, которые ребенок еще не освоил, но которым может научиться, советский психолог Лев Выготский разработал термин «зона ближайшего развития» (ЗБР). Выготский утверждал, что сначала ребенок следует примеру взрослого. Со временем развивает умения и навыки, чтобы решать задачи без посторонней помощи. То, что ребенок делал под руководством взрослых, становится его собственным достоянием.

Лев Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

Согласно Выготскому, развитие следует за обучением. То есть, поощряя опыт ребенка в зоне ближайшего развития, мы продвигаем его индивидуальное обучение. Здесь важно обратить внимание на верхний и нижний пределы зоны ближайшего развития.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, которые ребенок может приобрести самостоятельно. Это фактический уровень развития.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР РЕБЕНКА — максимальный уровень навыков, который ребенок может последовательно развить с помощью преподавателя. При этом нельзя научить ребенка сложным словам сразу после изучения букв.

То же самое с пользователем. Понимая зону ближайшего развития человека, можно предложить ему подходящий продукт.

  • НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, что он легко может освоить самостоятельно, без помощи руководства или преподавателя. Это небольшие изменения в текущем продукте или новый продукт, но похожий на уже существующие.
  • ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ЗБР ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — то, чему он может научиться с помощью инструкции или наставника. Это совершенно новый продукт. Чтобы пользоваться им, нужно прочитать руководство или посмотреть видеоинструкцию.

Чаще всего люди не будут тратить время и деньги, чтобы разобраться в новом продукте, если смогут найти более простой с похожими функциями. Поэтому, если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались без инструкций, учитывайте при разработке нижний предел ЗБР по принципу MAYA.

Работа MAYA в жизни

Чтобы продать что-то знакомое, сделайте это удивительным. Чтобы продать что-то удивительное, сделайте это знакомым. Баланс знакомого и инновационного присутствует во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому так хорошо работают плейлисты музыкальных сервисов. Они знакомят нас с новой музыкой, но по большей части состоят из любимых композиций.

Треки Let It Be, Don't Stop Believin’, Can You Feel The Love Tonight и No Woman, No Cry состоят из одной и той же последовательности аккордов, но звучат по-разному. В этих песнях много новаторства, но это новшество с ограничениями.

Инновации — это не нестандартное мышление, а переосмысление рамок.

Принцип MAYA работает и в коммуникации. В 2014 году дизайнеры компании Marks & Spencer провели редизайн сайта, но с треском провалились. Сайт работал на новой платформе, поэтому все сохраненные данные пользователей пропали. Людям пришлось регистрироваться снова. При этом для тех, кто привык к старому дизайну, изменения были слишком кардинальными — они заново учились пользоваться сайтом. Из-за нового дизайна акции компании подешевели, а продажи упали на 8%.

Чтобы не допускать таких ошибок, крупные компании исследуют пользовательские привычки, предлагают инновации частями и только потом вводят обновления. Психологический феномен «эффекта простого действия» доказывает, что люди предпочитают знакомые вещи, просто потому что с ними знакомы.

В профессии и личной жизни принцип помогает постепенно меняться в глазах других людей. Например, избавиться от ярлыка «молчаливый работник» или привлечь к себе внимание руководства. Если раньше вы всегда отмалчивались, а теперь «проталкиваете свои идеи на каждой планерке» и подлавливаете коллег у кулера, вряд ли они хорошо отреагируют на такие изменения. А вот постепенные изменения примут за естественное развитие. При этом вам будет легче придерживаться новых привычек в долгосрочной перспективе.

Пять правил принципа MAYA

Секрет популярности продукта среди массовой аудитории в поиске баланса — добавить немного опасности, но при этом сохранить чувство безопасности. Вот как найти баланс между инновационным и привычным.

Лоуи предлагает разрабатывать продукты будущего, опираясь на текущие потребности пользователей. Чтобы люди пользовались вашими продуктами, спешить не следует. Предоставьте потребителю инновационный продукт, но не более сложный, чем тот, который он может понять и принять.

1. Вводите инновации постепенно. Так сделали дизайнеры Apple, когда разрабатывали первый iPod. Не делайте слишком много серьезных изменений разом, чтобы не потерять доверие человека.

2. Опирайтесь на нижний порог зоны ближайшего развития. Изучите текущие навыки пользователя. Представьте, как изменится его жизнь с несколькими нововведениями.

3. Используйте знакомые шаблоны и паттерны. Так пользователю будет удобнее ориентироваться в новом. Apple постепенно меняла дизайн iPod в сторону будущего смартфона, что помогло выпустить совершенно другой продукт — iPhone.

4. Добавьте инструкции, если ваш продукт слишком сложный. Не бросайте пользователя один на один с новым. Напишите инструкции, гайды, руководства, помогите человеку разобраться с непонятным быстро и удобно.

5. Изучайте реакцию разных людей на одни и те же слова. Люди по-разному интерпретируют ваше сообщение. Проверьте, насколько вас понимает аудитория: что вы имеете в виду, что хотите получить, что предлагаете.

Фото: Peter Stackpole / The LIFE Picture Collection via Getty Image; Apple; M&S

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Четыре неудачные попытки превратить природу в оружие Четыре неудачные попытки превратить природу в оружие

Природа вдохновляет человека на самые великие изобретения

Maxim
Несносная мода Несносная мода

Новые экостандарты в фешен-индустрии сделают вечными одежду и обувь

РБК
Платья с историей, винтаж и ирония: самые знаковые женские наряды за всю историю «Оскара» Платья с историей, винтаж и ирония: самые знаковые женские наряды за всю историю «Оскара»

Вспоминаем лучшие платья гостей «Оскара» за всю историю кинопремии

Esquire
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
«Врачи не понимали, что со мной»: рассказ о неизлечимой болезни от первого лица «Врачи не понимали, что со мной»: рассказ о неизлечимой болезни от первого лица

Как принять свою болезнь и научиться жить с ней

Cosmopolitan
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...» Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...»

Римма Маркова — о жизни и своем брате Леониде Маркове

Караван историй
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
«Вдова из Абхазии»: основатель Badoo Андрей Андреев стал жертвой мошенников и потерял квартиру в Петербурге «Вдова из Абхазии»: основатель Badoo Андрей Андреев стал жертвой мошенников и потерял квартиру в Петербурге

История основателя Badoo о том, как он стал жертвой мошенников

VC.RU
Ляпки и компания Ляпки и компания

Во что мы сейчас будем играть. В пятнашки? В салочки? А может, в ляпки?

Наука и жизнь
Пауза в отношениях: как обоим партнерам извлечь из нее пользу Пауза в отношениях: как обоим партнерам извлечь из нее пользу

Иногда временная разлука может положить конец отношениям

Psychologies
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Холодная война распространяется на Солнечную систему, космос подчиняет человека, а Луна побеждает Землю. 6 романов про освоение космоса Холодная война распространяется на Солнечную систему, космос подчиняет человека, а Луна побеждает Землю. 6 романов про освоение космоса

Фантастические романы, которые объединяет мотив отношений человека с космосом

Esquire
Взбитые сливки Взбитые сливки

Хозяйка этого дома обожает интерьеры французских дворцов

AD
Только не три! Как исправить неудачное окрашивание бровей Только не три! Как исправить неудачное окрашивание бровей

Как скорректировать цвет бровей в домашних условиях?

Cosmopolitan
Секреты похудения Дженнифер Лоуренс, Эммы Стоун и других голливудских актрис Секреты похудения Дженнифер Лоуренс, Эммы Стоун и других голливудских актрис

Кинозвезды раскрыли секреты стройных фигур

Cosmopolitan
Кому на Руси климатически комфортно Кому на Руси климатически комфортно

Как меняется ощущаемая температура в регионах России

N+1
Больше жертв — больше героизма? Больше жертв — больше героизма?

После Второй мировой СССР официально был признан одной из пяти великих держав

Дилетант
Тогда и сейчас: как в юности выглядели Боня, Малиновская и другие телезвезды Тогда и сейчас: как в юности выглядели Боня, Малиновская и другие телезвезды

Артистки показали, как они выглядели до того, как стали знаменитыми

Cosmopolitan
Книга шифров Книга шифров

Наука шифрования: от Древнего Египта до квантовой криптографии

kiozk originals
Королева нарушила важную традицию: как Елизавета II полюбила Меган Маркл Королева нарушила важную традицию: как Елизавета II полюбила Меган Маркл

Отношения королевы и избранницы принца Гарри сложились с самого начала

Cosmopolitan
«Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России «Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России

Молодые художники о первых продажах, выставках и смысле творчества

Forbes
Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию Самый страшный человек в Голливуде: почему продюсера Скотта Рудина могут «отменить» за абьюз и агрессию

Расследование рассказывает об отношениях Скотта Рудина с подчиненными

Forbes
Рэй Далио и Дэвид Линч справляются со стрессом с помощью трансцендентальной медитации. Что это и как это работает Рэй Далио и Дэвид Линч справляются со стрессом с помощью трансцендентальной медитации. Что это и как это работает

Научный подход к медитации

Inc.
Как выглядят звезды культового фильма «Интердевочка»: Елена Яковлева и другие Как выглядят звезды культового фильма «Интердевочка»: Елена Яковлева и другие

Судьбы актрис, сыгравших в знаковом фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского

Cosmopolitan
От костюма невесты до «платья мести»: самые яркие выходы принцессы Дианы От костюма невесты до «платья мести»: самые яркие выходы принцессы Дианы

Образ народной принцессы совершенствовался на протяжении всей ее жизни

Cosmopolitan
Лучшие фильмы, в которых зло побеждает добро Лучшие фильмы, в которых зло побеждает добро

Какое же счастье, что зло побеждает только в фильмах. Да и то в немногих

Maxim
«История о том, как я сжёг $10 млн»: уроки сервиса Flow​, который появился раньше Asana, но проиграл рынок «История о том, как я сжёг $10 млн»: уроки сервиса Flow​, который появился раньше Asana, но проиграл рынок

Основатель Flow — о том, как хотел победить конкурентов

VC.RU
Можно ли родителям заниматься сексом при ребенке? Можно ли родителям заниматься сексом при ребенке?

Как интимная жизнь родителей может сказаться на психике ребенка?

Psychologies
Открыть в приложении