Мы все манипуляторы?
Когда мы говорим «Здесь холодно» или «Мои ботинки совсем износились», то, возможно, просто осознаем свое состояние. Но те, кто это слышит, нередко подозревают нас в манипулировании. Кто прав, как разобраться?
Мы изучаем манипуляции, чтобы защититься от них, но иногда – как правило, неожиданно! – и сами слышим подобные обвинения. «Мама сразу ответила: «Денег нет», а я всего-то сказала, что подруге отец купил на выпускной настоящие модельные туфли», – рассказывает о своей обиде 17-летняя Анфиса. Нетрудно догадаться: мать решила, будто дочь намекает на то, что другие родители готовы потратиться на своих детей и неплохо бы последовать их примеру. Действительно ли Анфиса имела в виду нечто подобное? Сама она считает, что нет: «Конечно, мне немного завидно, но я знаю нашу финансовую ситуацию и не стала бы даже просить».
А 58-летняя Анна жалуется, что ее недолюбливает невестка: «Считает, что я мешаю их семейной жизни, потому что сын заботится о моем здоровье и часто ко мне приезжает. У меня слабое сердце, и он сам говорит мне, чтобы я звонила, если станет плохо». Невестка предлагает в таких случаях вызывать скорую. «Но зачем же зря гонять врачей, когда у них полно тяжелых больных, а со мной сын посидит, меня и отпустит», – возражает Анна.
Манипуляции сложно распознать, потому что в самой их основе лежит обман. Причем мы можем обманывать как другого, так и самих себя, и далеко не всегда сознаем это. Но прежде чем нырнуть в глубины бессознательного, разберемся с тем, что лежит на поверхности. Что такое манипуляция?
Они бывают полезными
Само слово восходит к латинскому «манус» – «рука» и означает целенаправленное действие. Всем знакомо выражение «медицинские манипуляции»: это мероприятия, направленные на оказание помощи. Естественно, подразумевается, что проводящий манипуляцию знает и умеет больше, чем пациент. Этот оттенок значения сохраняется и тогда, когда речь идет о психологических манипуляциях: манипулятор знает больше, чем объект его воздействия, но уже не в силу профессиональных компетенций, а потому, что скрывает что-то. В результате второй участник такого взаимодействия лишен части информации, что ставит его в невыгодное положение. «Суть манипулятивного поведения – скрытое управление другим и достижение собственных целей, – объясняет гештальт-терапевт Андрей Ралько. – Это позиция по отношению к другому как к объекту, а не как к личности». Тем не менее и психологические манипуляции бывают «экологически чистыми» – если они не наносят ущерба, считает семейный психолог Елена Улитова: «Когда родитель собирает ребенка в детский сад, рассказывая ему сказку, чтобы тот не капризничал, родитель управляет поведением ребенка без ведома последнего. Эта манипуляция облегчает жизнь обоим. Рассказать сказку полезнее, чем давать объяснения: «Мама торопится на работу, поэтому давай собирайся побыстрее», – ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы проявлять понимание и сочувствие по отношению к замотанной матери».
В бизнесе широко используются методы управления персоналом, которые включают соревнования, корпоративы, совместные игры. Цель этих мероприятий – не развлечение сотрудников (это лишь средство), а повышение производительности труда или качества обслуживания. Это также манипуляция, и вполне успешная, причем независимо от того, понимают ли участники ее цель. Призывы к сознательности – «надо хорошо трудиться, чтобы владелец предприятия получал больше прибыли» – были бы честнее, но вряд ли эффективнее.
Каждый умеет делать это
Каждый из нас способен на манипуляцию, и каждый это умеет – мы учимся в самом раннем детстве. Когда младенец плачет, мать бросается к нему, пытаясь понять, что не так и как это исправить. Это не манипуляция: у младенца еще нет другого способа сообщить о своем страдании и позвать на помощь. Но когда трехлетний ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку, это попытка манипулирования. Игрушка желанна, но не жизненно необходима, и ребенок может ее попросить. Но он уже знает, что ответом на просьбу может быть отказ, а слезы – особенно если мать, отец или бабушка с дедушкой не могут их вынести – помогут ему получить желаемое с большей вероятностью.
Ничего опасного в этом нет: никто из детей не хочет огорчить родителя и тем более не желает ему зла. Просто ребенок недавно пришел в мир и еще только учится общаться с окружением, проверяя разные способы добиться своего. Если родитель выслушает ребенка, поймет его нужды и расскажет, что происходит с ним («тебе очень нравится эта игрушка, и ты хочешь, чтобы она была твоей») и как обстоят дела («я куплю ее тебе, когда смогу, а сегодня мы пришли только за продуктами, поэтому я куплю тебе сок»), и продемонстрирует свое доверие и симпатию к ребенку невербально (улыбаясь, а не хмурясь, разговаривая ласково, а не крича), ребенок будет постепенно учиться понимать себя и мир. Он примет отказ спокойно, чувствуя, что «нет» по поводу игрушки не означает отказа в любви.