Флагман индустрии
При советской власти Нижний Новгород превратился в ведущий промышленный центр страны. Здесь находилось сразу несколько крупных предприятий.
Первые сравнительно крупные производства в Нижнем Новгороде появились ещё в XIX веке. Затем промышленный потенциал был усилен в годы Первой мировой войны, когда сюда эвакуировали ряд заводов из прибалтийских губерний. Однако по-настоящему мощным индустриальным центром Нижний Новгород (с 1932 года — Горький) стал в начале 1930-х годов.
Вместе со строительством таких гигантов, как ГАЗ, стремительно разрастался и сам город. В период с 1926 по 1940 год численность населения выросла почти в три раза.
В годы Великой Отечественной войны промышленный потенциал Горького сыграл исключительную роль. Отсюда все годы войны безостановочно на фронт шли эшелоны с техникой и боеприпасами.
Полуторка
Знаменитый советский грузовик в народе обрёл популярность под именем «полуторка», так как мог перевозить груз весом в 1,5 тонны.
Горьковский автомобильный завод
В 1929 году власти СССР заключили соглашение с американской корпорацией Ford Motor Company о строительстве в Нижнем Новгороде завода для производства грузовых и легковых автомобилей. Поначалу это были полные копии фордовских машин. Но постепенно на ГАЗе под руководством выдающегося конструктора Андрея Липгарта наладили производство оригинальных моделей.
К концу 1930-х годов в цехах трудились десятки тысяч рабочих. Само производство занимало огромную территорию — более 500 гектаров.
В 1948 году был выпущен миллионный автомобиль под маркой ГАЗ, а в 1981-м — 10-миллионный. Всего с момента основания на заводе освоили производство более 350 различных моделей и собрали более 18 миллионов машин. И в XXI веке ГАЗ остаётся одним из главных предприятий Нижнего Новгорода.
Дважды первый
Первый грузовик ГАЗ-АА сошёл с заводского конвейера в январе 1932 года (на правом фото). Но сборка этих машин из доставленных из США (с заводов компании Ford) комплектов была уже в 1930 году налажена на нижегородском заводе «Гудок Октября» (на фото cлева). Забавно, что грузовики так и называли — «советский форд».
Для коллекционеров
По числу разнообразных коллекционных моделей, марок, значков и даже памятных монет, посвящённых продукции ГАЗа, предприятие не знает себе равных.
Красное Сормово
Завод «Красное Сормово» является одним из старейших производств Нижнего Новгорода. Он был основан ещё в 1849 году как многопрофильное предприятие. К началу 1900-х годов здесь успешно строили пароходы и паровозы
В годы советской власти завод обрёл современное название и сохранил производственный профиль. В период индустриализации «Красное Сормово» стало быстро расширяться. На заводе кроме гражданских кораблей и поездов начали выпускать танки и подводные лодки