Продюсер Ирина Сосновая — о буме сериалов, Netflix и проблемах индустрии

EsquireРепортаж

«Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось»

ФИО: Ирина Сосновая

Профессия: Продюсер, шоураннер

Работы: «Шторм» (2019), «Содержанки» (2019-2020) «Безопасные связи» (2020) «Хороший человек» (2020)

В 2019 году Сосновая запустила на новом стриминг-сервисе Start один из самых громких сериальных проектов — «Содержанок» Константина Богомолова. С тех пор шоу разрослось до двух сезонов (к выходу готовится уже третий), а Start поставил производство оригинального контента на поток — и выпускает едва ли не по новому проекту в месяц. В интервью Esquire Сосновая рассказала, где она ищет сюжеты, в чем главная проблема индустрии и в чем она видит свою социальную миссию.

У многих слово «продюсер» ассоциируется с человеком, который ходит, командует и ничего не делает.

И деньги отстегивает!

И деньги отстегивает, да! И ограничивает в них постоянно. Что из этого правда, а что нет?

Когда я несколько лет назад пришла в киноиндустрию, столкнулась со стереотипным восприятием продюсера как человека, который думает только о том, как заработать деньги, и бесконечно мешает творческому процессу. И мое искреннее желание — бороться с этим стереотипом. Мне кажется, что продюсер — это человек, который отвечает за финальный результат и поэтому делает проект от и до: от идеи и подбора команды до постпродакшена и маркетинга. Так что для меня

Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось.

Насколько я поняла, ты занимаешься еще и сценарными заявками, то есть прорабатываешь проекты для Start еще на уровне идеи. Это же работа шоураннера, разве нет? Вообще, эта профессия у нас в России существует?

Конечно. Приведу пример с «Содержанками». Стилистику и киноязык первого сезона создал режиссер Константин Богомолов, но он, как любой художник, захотел двигаться дальше и заниматься новыми историями. «Содержанки» имели большой успех, и стало очевидно, что у нас получилась большая международная франшиза и нужно ее продолжать — снимать новые сезоны. Именно этим и занимается шоураннер — человек, который не просто обеспечивает процессы как продюсер, но знает проект от а до я, знает всех артистов, присутствовал на площадке, может с новым режиссером продолжить проект, потому что он, так же, как режиссер, является носителем стилистики и смыслов проекта.

Но на Западе, как правило, шоураннер и сценарист — это одно и то же лицо, разве нет?

Не совсем. На Западе шоураннер руководит группой сценаристов и дальше контролирует воплощение этого сценария в жизнь на съемочной площадке. Но там также принято, например, что разные режиссеры снимают разные серии одного сезона, и шоураннер — это человек, который следит за тем, чтобы у разных режиссеров получился один и тот же проект с точки зрения стилистики и киноязыка.

А как к тебе попали «Содержанки»?

Я прочитала статью Арины Холиной на «Снобе» про феномен содержанок. Возникла идея сделать сериал об этом типичном для России социальном феномене, мы обсудили это с генеральным продюсером и основателем Start Эдуардом Илояном и поняли, что идея рабочая. Я сформулировала логлайн (краткое описание проекта. — Esquire), и мы начали поиск и тендер сценаристов. В какой-то момент мы встретились с Наной Гринштейн и Аней Рубцовой, и они написали развернутый синопсис на основе этого логлайна. Утром я получила от них этот синопсис, а вечером мы с Константином Богомоловым пили кофе и обсуждали какие-то возможные совместные проекты. И в какой-то момент он сказал, что ему было бы интересно сделать сериал про современную жизнь: «Я хочу, чтобы там был и юмор, и драма, и, может быть, детектив, то есть я хочу такой очень сложный замес. Наверное, это невозможно». Я говорю: «У меня есть для тебя синопсис». В тот же вечер я отправила его Константину. Ему понравилась идея, и он быстро согласился. Мы со сценаристами написали пилот, Константин, конечно, очень сильно этот пилот под себя переписал: добавил свои сюжетные линии и диалоги, в которых чувствуется его очень особенная манера. Потом мы сняли пилот, он получился ни на что не похожим, и мы довольно быстро приняли решение запустить этот проект в цикл.

Ты много лет проработала на НТВ. Тебе это как-то помогает в нынешней работе?

Думаю, что да. Поскольку несколько лет я работала журналистом, ничего не могу с собой поделать — каждое утро читаю новости. Конечно, периодически цепляюсь за истории. Так появились «Содержанки», так появился «Хороший человек»: я прочитала расследование про ангарского маньяка на «Медузе». Сейчас мы делаем проект с Наташей Мещаниновой (кинорежиссер, сценарист, соавтор «Аритмии». — Esquire), который тоже родился из реальной истории.

Мне искренне кажется, что зрителям интересно смотреть сериалы на актуальные и дискуссионные темы. Происходит эффект узнавания, и это всегда резонирует. Мне, как журналисту в прошлом, очень интересно делать такие проекты. Я всю жизнь считала, что журналист — это самая классная и важная профессия. С мечтой стать журналистом и работать на НТВ я прилетела из Казахстана в Москву. Ты все время в центре событий, ты рассказываешь людям актуальные истории и действуешь согласно своим принципам. В тот момент, когда это стало невозможным, я ушла из журналистики, проработав на НТВ десять лет. Ушла, потому что поняла, что новости по ТВ уже никто не смотрит, но зато все смотрят сериалы. Сейчас, когда сериалы — в том числе русские — смотрят все больше людей, причем не только в России, ты понимаешь, что через истории и смыслы, которые ты в свои проекты закладываешь, ты выполняешь своего рода социальную миссию. Можно сказать, что и сериалы сейчас стали новым медиа. Даже немного страшно про это говорить, потому что не хочется, чтобы эту сферу тоже регулировали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семь книг, которые помогут лучше узнать Хармса и Введенского

Esquire
Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

Развитие технологий очень тесно связано с динамикой неравенства во всем мире

Forbes
«Я лечила свои раны»: Виктория Маслова рассказала, как ее спасли съемки в сериале «Триггер» «Я лечила свои раны»: Виктория Маслова рассказала, как ее спасли съемки в сериале «Триггер»

Актриса Виктория Маслова о съемках в сериале «Триггер» и экранной героине

VOICE
Всё равно его не брошу: сериалы, которые мы просто не можем перестать смотреть! Всё равно его не брошу: сериалы, которые мы просто не можем перестать смотреть!

Сериалы, которые невозможно бросить смотреть

Cosmopolitan
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Немецкий краевед собрал «арсенал» испорченного кельтами оружия Немецкий краевед собрал «арсенал» испорченного кельтами оружия

Немецкий энтузиаст нашел испорченное оружие железного века

N+1
Лучшие русские криминальные фильмы: подборка культовых бандитских картин от Playboy Лучшие русские криминальные фильмы: подборка культовых бандитских картин от Playboy

Топ-9 российских картин в жанре «криминал» для плохих мальчиков

Playboy
6 неожиданных вещей, которые отталкивают мужчин 6 неожиданных вещей, которые отталкивают мужчин

Что же это за проступки против сексуальности, о которых сразу и не догадаешься?

Cosmopolitan
«Дети — детекторы лжи»: как помочь ребенку научиться признавать ошибки и контролировать эмоции «Дети — детекторы лжи»: как помочь ребенку научиться признавать ошибки и контролировать эмоции

Как научить детей переживать свои поражения и признавать ошибки

Forbes
Почему в Европе призывают бойкотировать чемпионат мира по футболу в Катаре? Почему в Европе призывают бойкотировать чемпионат мира по футболу в Катаре?

Норвежское движение по борьбе с ущемлением человеческих прав на Ближнем Востоке

GQ
Потеряли себя: почему LG навсегда осталась в тени Samsung на рынке смартфонов, хотя иногда выпускала неплохие устройства Потеряли себя: почему LG навсегда осталась в тени Samsung на рынке смартфонов, хотя иногда выпускала неплохие устройства

Издание CNET рассказало историю телефонного бизнеса LG

VC.RU
В каких странах любят русских мужчин, а где недолюбливают: большой рейтинг приятия В каких странах любят русских мужчин, а где недолюбливают: большой рейтинг приятия

Не стоит думать, что везде нас боятся и презирают

Playboy
Танцующая в темноте. О Наталье Синдеевой и фильме F@ck this job Танцующая в темноте. О Наталье Синдеевой и фильме F@ck this job

Фильм Веры Кричевской F@ck this Job, посвященный истории телеканала «Дождь»

СНОБ
Минет и рака горла: всё, что тебе нужно знать о рисках оральных практик Минет и рака горла: всё, что тебе нужно знать о рисках оральных практик

Чем опасен оральный секс и может ли он привести к онкологическому заболеванию

Cosmopolitan
Агенты совриска: почему молодые коллекционеры инвестируют в современное искусство Агенты совриска: почему молодые коллекционеры инвестируют в современное искусство

Во что инвестируют российские коллекционеры нового поколения

Forbes
Запомните меня таким. Пятое поколение Honda CR-V станет последним Запомните меня таким. Пятое поколение Honda CR-V станет последним

Тест-драйв пятого поколения Honda CR-V начался с печальной новости

4x4 Club
Као-мани Као-мани

В некоторых англоязычных странах эту породу принято называть Diamond Eye

Weekend
Когда не дрался, не падал и не ушибался: почему появляются на теле синяки без причин Когда не дрался, не падал и не ушибался: почему появляются на теле синяки без причин

Основные причины, вызывающие появление синяков

Playboy
Неудачный подарок разрушил отношения двух подруг Неудачный подарок разрушил отношения двух подруг

Обидеть другого можно, даже приняв неудачный подарок

Psychologies
Он сказал «Поехали!»: самые захватывающие фильмы о космосе Он сказал «Поехали!»: самые захватывающие фильмы о космосе

Фильмы о космосе. Мы выбрали несколько, чтобы посмотреть в День космонавтики

Cosmopolitan
«Рэп – это либо стыд, либо слава», – Saluki и 104 рассказали нам о своем новом альбоме «Рэп – это либо стыд, либо слава», – Saluki и 104 рассказали нам о своем новом альбоме

Saluki и 104 делятся планами на будущее и негодуют по поводу переноса концертов

GQ
Оригинальный сценарий Оригинальный сценарий

Как Тайка Вайтити умудряется работать на грани смешного и страшно реалистичного

Glamour
Тим Феррис посоветовал 3 книги, которые учат справляться с трудностями Тим Феррис посоветовал 3 книги, которые учат справляться с трудностями

Может ли чтение книги сделать вас более морально устойчивым?

Inc.
Лучшие российские сериалы про большую (и не очень) любовь Лучшие российские сериалы про большую (и не очень) любовь

Хорошие, смешные и порой страшные российские сериалы про отношения

Cosmopolitan
Эмилия Кабакова — о тотальной инсталляции и желании проектировать будущее Эмилия Кабакова — о тотальной инсталляции и желании проектировать будущее

Эмилия Кабакова — о том, как выглядит будущее, в которое возьмут не всех

РБК
Византийские купцы уже в IV веке наладили доставку консервированных моллюсков Византийские купцы уже в IV веке наладили доставку консервированных моллюсков

Археологи обнаружили необычные находки на стоянках в южном Леванте

N+1
Шах вперед Шах вперед

В нынешнем сезоне Аня Тейлор-Джой играет по-крупному

Cosmopolitan
Враги народа. Зачем России нужен список недружественных стран Враги народа. Зачем России нужен список недружественных стран

Но как объяснить смысл списка гражданам «врагов народа» — своим и чужим?

СНОБ
$500 000 за биткоин: куда движется криптоиндустрия и на что обратить внимание $500 000 за биткоин: куда движется криптоиндустрия и на что обратить внимание

Образовался ли на криптовалютном рынке пузырь

Forbes
Антон Комолов, Ольга Шелест, Александр Анатольевич: 10 звезд MTV тогда и сейчас Антон Комолов, Ольга Шелест, Александр Анатольевич: 10 звезд MTV тогда и сейчас

Чем заняты ведущие MTV сейчас

Cosmopolitan
Открыть в приложении