Пробки навсегда? О транспортных сетях в Москве и России
География — это не только про физические законы природы, но и то, как социальные и экономические силы работают в пространстве. Так что одна из главных проблем не только России, но и всего человечества — дороги — тоже вопрос во многом географический. О том, что не так с российскими путями сообщения и что можно с этим сделать, рассказывает вице-президент и сооснователь Центра экономики инфраструктуры, эксперт Международного транспортного форума Павел Чистяков в третьем выпуске подкаста Terra Cognita, подготовленном при поддержке Русского географического общества.
Московские пробки
Москва, как и другие крупные города, страдает от дорожных пробок — и они с нами, скорее всего, навсегда. Их появление связано с особенностями проектирования городской среды: города развиваются десятки и сотни лет, и сложно предугадать заранее, как их строить. Кроме того, в СССР автомобилизация шла с запаздыванием. В Москве и других российских городах показатель протяженности дорог на единицу городской площади города гораздо ниже, чем в большинстве мировых мегаполисов.
В плане города могут быть самые разнообразные барьеры для движения — от оврагов и речных долин до объектов городской инфраструктуры. В Москве это река Москва и железные дороги. Чтобы их перейти, нужны мосты, эстакады, тоннели, проколы. Это очень дорого, это очень сложно, мостов и тоннелей не хватает.
Решать проблему пробок можно либо проектированием новых дорог и перестройкой имеющихся, либо изменением самой транспортной структуры, увеличением роли общественного транспорта.
Дорожные сети проектируют на основе анализа пассажиропотоков: сколько людей перемещается из одной ячейки города в другую. Хорошие данные собирают мобильные операторы, плюс данные валидации проездных билетов: «Тройки», «Стрелки» и тому подобное. Помогают данные с дорожных видеокамер. Учитывается плотность населения в разных частях города, количество рабочих мест, ресторанов. Все это — основа транспортного моделирования, которое хорошо отражает реальную ситуацию в городе.
Другой вопрос, как эти результаты используются дальше. Есть примеры удачных решений. Очень помогли городу развязки на МКАД. Сужения дорог в некоторых случаях тоже могут привести к уменьшению пробки — поток машин становится более ламинарным. Например, на бульварном кольце появились трамваи, количество пробок сократилось. Некоторые решения были избыточными — например, городу не нужно по пять полос в каждую сторону на Северо-восточной хорде.