Президент Почта Банка Дмитрий Руденко: Почта — это крупнейший и старейший ретейлер в России
Почта Банк — коллаборация «Почты России» и финансовой группы ВТБ — существует с 2016 года. Его часто воспринимают как банк для людей старшего возраста, которые живут в отдаленных районах страны. Так ли это на самом деле, «Сноб» выяснил у президента Почта Банка Дмитрия Руденко
Ɔ.С 2012 года вы возглавляли Лето Банк, входивший в группу ВТБ. В 2016 году вы возглавили Почта Банк, созданный на базе Лето Банка. Как произошла эта трансформация?
Лето Банк изначально создавался как лаборатория для инноваций, причем готовая к быстрому расширению. Для любого банка в мире самая сложная задача — не придумать что-то новое, а изменить то, что уже сложилось. Самый простой способ в этом случае — создать небольшой дочерний банк и на его базе внедрять инновации. Если это получается, то наработки начинают внедряться в сложившуюся культуру «старых» банков, со всей их иерархичностью и бюрократией.
Еще при создании Лето Банка мы задумались о поиске партнеров, которые позволили бы банку в дальнейшем расширяться и масштабировать наработанные технологии. «Почта России» изначально входила в их список, потому что у компании была цель — реформировать почту, сделать ее современной. Кроме того, почте настала пора расширять набор предоставляемых финансовых услуг. Почтовая служба не одно столетие выполняла банковские функции, но только определенные. На почте можно было сделать перевод или получить пенсию, а открыть банковский счет или депозит — нельзя. Для почты в этом случае логичное решение — выделить финансовые услуги и сделать дочерний банк. Это подход, распространенный во всем мире.
Вот так встретились две команды — наша и «Почты России»: мы искали партнеров для того, чтобы инновации, которые мы внедрили в Лето Банке, наконец стали окупаться за счет масштаба, а «Почта России» искала партнера, который поможет такой банк создать. Надо сказать, что с первого же года Почта Банк стал приносить прибыль.
Ɔ. Зачем им были нужны именно ваши услуги?
Создавать банки в России — дело непростое. Это один из самых зарегулированных рынков, и, чтобы работать на нем, нужны опыт и капитал. Если вы действуете в одиночку, вы можете выиграть все, но можете и все потерять. А тут находится партнер в лице серьезной финансовой группы, которая имеет большой опыт банковской деятельности и влияние на рынке. Есть команда и есть технологии. Дальше решение было за нашими акционерами, и затем последовала верификация этого решения в официальных государственных органах, ведь «Почта России» — государственная компания. Поэтому, кстати, наш бизнес направлен также и на решение социальных задач. Мы открываем отделения в труднодоступных отдаленных регионах, чтобы у всех был равный доступ к современным финансовым услугам.
Ɔ. Где находятся ваши самые дальние отделения?
Почта Банк есть везде — от Калининграда до острова Сахалин. У нас более 19 тысяч точек обслуживания разных форматов. 80% из них — в небольших городах и сельской местности на базе почтовых отделений. Мы есть даже в поселках, где живут 100–200 человек. Если говорить о самых труднодоступных, то это, например, остров Ольхон на Байкале или Валаам. Добраться туда можно либо по воде, либо по воздуху.
Ɔ. Ваши труднодоступные отделения рентабельны?
Ожидать десятков тысяч клиентов там, как вы понимаете, не приходится. По сравнению с крупными городами, в небольших поселениях ниже не только уровень финансовой грамотности, но и доходов. Сама идея почтового банка в том, что это системная инфраструктурная организация. Если мы есть, то обязаны быть везде. Наша «легкая» технология — когда мы не создаем свою сеть, а используем почтовые отделения, где наши услуги оказывают либо сотрудники банка, либо наши агенты — сотрудники почты, — дает возможность работать в населенных пунктах любого размера. Мы пришли к выводу, что если рачительно относиться к использованию ресурсов, в том числе к использованию современных технологий, то зарабатывать в этих точках можно.
Мы диджитал-банк, адаптированный к российской региональной специфике. Далеко не все в регионах активно пользуются дистанционными банковскими каналами — мобильный банк, интернет-банк, — поэтому нам важно сохранять точки контакта с клиентами, куда человек может обратиться за офлайн-помощью. При этом с помощью электронной цифровой подписи воспользоваться любыми услугами и сервисами банка можно также через мобильное приложение.
Ɔ. Если уровень финансовой грамотности в глубинке ниже, то и банковские услуги там менее востребованы?