Потому что мы — банда! Зачем смотреть фильм «Девушки, живущие в сети»
Колумнист «РБК Стиль» Антон Уткин рассказывает, почему документальный фильм о социальных сетях из программы Beat Film Festival заслуживает самого пристального внимания, а также объясняет, почему одиночество и популярность могут идти через запятую
Документальная история Сюзанны Регины Мойрес рассказывает о жизни модного берлинского подростка-инфлюенсера Леони и ее провинциальной поклонницы Мелани. У Леони десятки тысяч подписчиков, контракты и коллаборации в твердых евро, оплаченные промопоездки и прочие прелести жизни восходящей звезды интернета, поклонников все больше, родители уже подсели на финансовую иглу славы дочери… и вы не поверите, что случится потом!
Однако «Девушки, живущие в сети» — фильм не про «что», а, скорее, про «как», и здесь интересно поговорить про темы, которые кино поднимает, и попробовать предложить в контексте этих тем набор простой психологической оптики, с которым смотреть фильм будет любопытнее.
В какой ситуации живет Леони? «Жила-была девочка на окраине большого города», — вкрадчиво вещает закадровый голос автора в самом начале. И с нескрываемой иронией продолжает: «Когда пришла пора, родители подарили ей маленькое черное зеркальце». Это предисловие может прозвучать и как отправная точка картины, и как своего рода приговор главным героиням, потому что они, без преувеличения, заложницы черных зеркал.
Не сказать чтобы жизнь в смартфоне была какой-то «плохой» или «неправильной», но молодые души, проводящие помногу часов в день в цифровом зазеркалье, эмоции проживают иначе, и направлены они не на другого человека, а в холодный мерцающий экран. Автор ловко подмечает это: после открывающей сцены, где Леони вертится перед телефоном, мы видим, как она тискает маму, потому что этого ей очень и очень не хватает в ее интернет-жизни.