Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механикаHi-Tech

Зимний город

Обычно беспилотные автомобили тестируются в прекрасных погодных условиях – например, в Калифорнии, где солнечно, видна разметка, нет снега. В России почти всегда плохая погода, снег, дождь и неидеальные дороги.

И если мы не начнем делать транспортные средства под эти реалии, то из Калифорнии они до нас доберутся очень нескоро. «Поэтому был взят сегмент, характерный именно для России», – говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great. Технологический барьер конкурса «Зимний город» устанавливали исходя не из текущего уровня техники, а из того, что действительно потребуется, чтобы беспилотный автомобиль вышел на дорогу. Беспилотник должен справляться с любой дорожной ситуацией не хуже среднего водителя. Именно на этот уровень и ориентировались, разрабатывая условия конкурса.

Александр Повалко

Генеральный директор РВК

«"Зимний город" это не конкурс транспортных средств, это соревнование интеллектуальных ресурсов команд, сложнейших технологий машинного зрения, алгоритмов распознавания и обработки сигналов. Участвовать в конкурсе —это значит принять очень серьезный вызов, на такое способен далеко не каждый. Все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и продолжат доработку своих технических решений, а мы окажем им необходимую поддержку»

Трасса

Стандартный профиль поездки из ближайшего Подмосковья в Москву – это 50 км за 3 часа: по статистике, водитель в среднем проезжает около 25 км по загородным трассам, 20 км по городу и еще 5 км простаивает в городских пробках. Однако проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, «лежачие полицейские», комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами. «Мы с коллегами катались по полигону в течение примерно получаса. Честно скажу: темп, который мы предложили выдержать беспилотникам, не такой уж высокий – по знакомому маршруту мы обычно ездим быстрее, – говорит Константин Кайсин. – Но мы на себе почувствовали другую проблему: из-за высокой плотности элементов дорожной инфраструктуры необходимо постоянно быть максимально сконцентрированным. Уже через десять минут начинаешь уставать, отвлекаться и ненароком можешь и правила нарушить. А вот беспилотник усталости не знает». Еще одна задача, которую предстояло решить разработчикам, – это имитация других водителей, участников движения. Обычные машины для этого не годились: движение на одном участке с полностью автономными автомобилями считается повышенно опасным, поэтому требовалось обеспечить дополнительную защиту водителей. Нашли выход в союзе с раллийными командами: только в автомобили, участвующие в ралли, встроен необходимый каркас безопасности. Водители раллийных автомобилей выполнили действительно сложную работу: ехать с тяжелым спортивным сцеплением несколько часов в рваном неспешном режиме среди беспилотников реально трудно. Не обошлось и без неожиданностей: на некоторых спортивных машинах стояли прямоточные выхлопные системы, и облака выхлопных газов некоторые беспилотники детектировали как препятствия, которые не могли отсеять стандартные фильтры. Это является еще одной особенностью минусовой температуры на дорогах и, естественно, встречается повсеместно на территории России в зимнее время.

Штрафы

Следующей проблемой стали штрафы. Изначально организаторы взяли КоАП и все штрафы выписали оттуда, но прямо пересчитать рубли в штрафные минуты не получилось. Поэтому в итоге штрафы были сбалансированы с учетом экспертного мнения. Самыми тяжелыми нарушениями считались те, которые представляли потенциальную опасность жизни и здоровью человека, то есть выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. За это полагались штрафные баллы, сразу лишающие шансов на победу. А основными погрешностями на испытаниях стали нарушение разметки, которую цепляли при повороте, и проезд на красный свет.

Как ни странно, одной из самых сложных задач для участников стало именно распознавание сигналов светофора, что в ближайшей перспективе беспилотникам и не понадобится. Дело в том, что с появлением на дорогах беспилотного транспорта светофоры начнут передавать свое состояние и по радиоканалу. Основная проблема на сегодняшний день – в выборе стандарта передачи. И если для людей оптическая передача оптимальна, то для беспилотных автомобилей – сплошные проблемы. В разное время суток бортовые видеокамеры определяют цвет светофора по-разному. Вечером в городе появляется много паразитных сигналов – начиная от световой рекламы и заканчивая уличным освещением. Опять же сложная задача – из всех сигналов, видимых системой при приближении к перекрестку, вычислить именно тот, который относится к твоей полосе движения. Для большинства участников проблема оказалась новой, и в команды приходилось включать дополнительных специалистов, которые занимались только проблемой распознавания светофоров. Тем не менее светофоры оказались самым большим источником штрафных баллов.

Кирилл Каем

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»

«Адаптировать беспилотный транспорт к условиям русской зимы – одновременно и вызов, и важная задача, скоторой, как мы видим, сегодняшние конкурсанты успешно справились. Желаю не останавливаться на достигнутом в усовершенствовании своих разработок. Фонд "Сколково", в свою очередь, готов поддерживать подобные проекты и помогать им в развитии»

Команды-финалисты:

  • BaseTracK
  • МАДИ
  • НГТУ
  • StarLine
  • Авто-РТК

МАДИ (Москва)

«Мы пытаемся создать беспилотник, который бы ездил хотя бы на уровне хорошо подготовленного водителя. А так как человек 90% информации получает зрительно, мы делаем технический акцент на стереозрении, – говорит Никита Голубченко. – Однако сейчас мы не можем отказаться от лидара,и в "Зимнем городе" он применялся для определения препятствий».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следи за собой Следи за собой

Статистика знает все обо всех, но ничего не скажет о конкретном человеке

Популярная механика
Соблюдая равновесие Соблюдая равновесие

Мир люкса сталкивается с серьёзными проблемами, которые связаны с экологией

Robb Report
Летающий мопед Летающий мопед

Автожиры: полет над вулканом и не только.

Популярная механика
Рост прибыли на 1900%, будущий кризис и подготовка к смерти: что Баффет написал инвесторам в ежегодном письме Рост прибыли на 1900%, будущий кризис и подготовка к смерти: что Баффет написал инвесторам в ежегодном письме

Пересказ традиционного письма Уоррена Баффета инвесторам Berksihre Hathaway

Forbes
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
50 тонн в год: как российские физики изменят привычный нам мир 50 тонн в год: как российские физики изменят привычный нам мир

Компания OCSiAl объявила о запуске новой установки синтеза графеновых нанотрубок

Популярная механика
Щит от гиперзвука Щит от гиперзвука

Они быстро настигнут врага в любой точке мира

Популярная механика
Страшно хорошо: новый хоррор «Под водой» и еще 5 самых мизантропических фильмов ужаса Страшно хорошо: новый хоррор «Под водой» и еще 5 самых мизантропических фильмов ужаса

Самые злые, жестокие, мизантропические фильмы об ужасах в замкнутых местах

Forbes
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
Двенадцать друзей бизнесмена. Как суд присяжных может защитить предпринимателей Двенадцать друзей бизнесмена. Как суд присяжных может защитить предпринимателей

Введение суда присяжных по «предпринимательским» статьям — первый шаг к реформам

Forbes
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Четыре жены-подростка и 12 детей: чего еще мы не знали о Чарли Чаплине Четыре жены-подростка и 12 детей: чего еще мы не знали о Чарли Чаплине

Чего же мы не знаем о комике Чарли Чаплине?

Cosmopolitan
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?) 8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?)

Ты не грязнуля, мы все так делаем!

Playboy
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Исполняя желания Исполняя желания

Мечты, радость, желания не уходят с возрастом, и сделать можно еще многое

Лиза
Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер
Биолог на Марсе Биолог на Марсе

Первый неамериканский марсоход: Rosalind Franklin в поисках воды и жизни

Популярная механика
Забудь про комки Биша! Звезды, которым пухлые щеки явно к лицу Забудь про комки Биша! Звезды, которым пухлые щеки явно к лицу

С появлением тренда на baby face скулы и худощавые лица отошли на второй план

Cosmopolitan
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Поход Жанны Поход Жанны

It girl и дизайнер Жанна Дамас написала книгу «В Париже»

Vogue
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия

Как изменилось положение женщин в бизнесе и обществе за предыдущую десятилетку

Forbes
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Клим Шипенко: Я режиссер, а не активист Клим Шипенко: Я режиссер, а не активист

Создатель «Холопа» и «Текста» о том, что история важнее политики и даже юмора

Русский репортер
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Чем можно заменить смазку для интимной близости? Топ лучших и худших вариантов Чем можно заменить смазку для интимной близости? Топ лучших и худших вариантов

Если вдруг у вас совсем не вовремя закончился лубрикант

Playboy
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
«Возможностей, как в России, нигде нет»: создатель сырка «Б.Ю. Александров» об успехе, бизнесе на похудении и пропавшем Котлере «Возможностей, как в России, нигде нет»: создатель сырка «Б.Ю. Александров» об успехе, бизнесе на похудении и пропавшем Котлере

«Король глазированных сырков» Борис Александров рассказал о своем пути в бизнесе

Forbes
Открыть в приложении