Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механикаHi-Tech

Робот-буровик и атомный катамаран

Текст: Олег Макаров

Интерес к Арктике как к почти незатронутой кладовой природных ресурсов сегодня весьма велик и постепенно нарастает. Свои программы изучения и хозяйственного освоения северных морей имеют не только наши основные конкуренты – США, Канада и страны Скандинавии, но даже государства, не располагающие непосредственным выходом к арктической зоне. В этой ситуации в силу своего уникального положения в регионе Россия не может себе позволить быть «на уровне» – она должна быть первой!

Во многих отношениях так оно и есть. У нашей страны есть уникальный опыт работы дрейфующих научных полярных станций, мы располагаем единственным в мире атомным ледокольным флотом, и его мощь постоянно нарастает. Но развиваться есть куда. Добыча нефти и газа, которые заключены в недрах, под дном покрытых льдом морей, требует специальных технологий и нестандартных технических решений. Кто-то, может быть, скажет, что при нынешних ценах на углеводороды разрабатывать арктический шельф слишком дорого. Сегодня это так, но конъюнктура изменчива, а разговоры о полном отказе от углеводородной экономики пока звучат как попытка выдать желаемое за действительное. Когда же придет время по-серьезному вскрыть арктическую шкатулку, готовить сани будет поздно. Ими надо заниматься уже сейчас.

«Айсберг» на дне

В 2014–2018 годах в России по инициативе АО «ЦКБ МТ "Рубин"» началась разработка проекта в интересах различных отраслевых компаний и ведомств, которые занимаются изучением хозяйственного потенциала арктической зоны. Заказчиком и куратором проекта выступил Фонд перспективных исследований. Речь идет о целом комплексе оборудования, которое даст возможность вести разведку и добычу полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана. Комплекс получил название «Айсберг».

«Наш фонд, – говорит Виктор Литвиненко, заместитель руководителя направления физикотехнических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ), – берется исключительно за проекты по созданию техники, аналогов которой нет в мире. Для воспроизводства или совершенствования того, что уже имеется, есть другие организации (Минпромторг России и другие ФОИВ). Так вот, ничего подобного "Айсбергу" в мире пока нет. Существуют, например, буровые платформы с возможностью работы в условиях льдов (разумеется, со значительными ограничениями). В Мексиканском заливе работают донные буровые установки, но они могут действовать только в непосредственной связи с надводными судами или берегом и не являются энергетически независимыми. "Айсберг" – это роботизированный полностью автономный комплекс, который способен в автоматическом режиме работать под ледяным покровом на глубинах до 400 м, самостоятельно бурить и обустраивать скважины для последующей промышленной добычи нефти или газа. Единственная транспортная связка с поверхностью понадобится только для транспортировки добытого сырья на сушу или на борт танкера. Кстати, наш робот будет способен работать без участия человека не только под водой, но и в труднодоступных районах суши и даже (при определенной адаптации) на поверхности других планет».

Из реактора – в глубины

Головным предприятием-интегратором в разработке аванпроекта стало уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин» – кузница нашего атомного флота. Руководителем проекта выступил главный конструктор бюро Евгений Евгеньевич Торопов. Однако для такого масштабного проекта, как «Айсберг», понадобились компетенции и других высокотехнологичных предприятий России, прежде всего входящих в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Благодаря этому сотрудничеству стало возможным довольно неожиданное на первый взгляд перенесение технологий из одной отрасли в другую. Например, конструкция робота, самостоятельно бурящего скважину в морском дне и наращивающего буровую колонну новыми трубами с помощью барабанной установки, во многом позаимствована у роботизированной системы загрузки-выгрузки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) ядерных реакторов на атомных электростанциях. И в самом деле, и та и другая машина должна быть идеально приспособлена для работы в среде, исключающей

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вторжение Вторжение

Здесь делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
«Слабоумие и отвага». Как построить совместный бизнес с подругой и пережить пандемию «Слабоумие и отвага». Как построить совместный бизнес с подругой и пережить пандемию

Как энергия партнерства спасает в кризис

Forbes
Метавселенные Метавселенные

Главная технология и тренд этого года – виртуальные вселенные, или метавселенные

Популярная механика
Пожар в тоннеле Пожар в тоннеле

Срочно покиньте опасный участок!

4x4 Club
Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
Бардак на столе — бардак в голове… Или нет? Бардак на столе — бардак в голове… Или нет?

Говорят, что лишние вещи мешают думать, но многие великие творили посреди хаоса

Psychologies
Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
По следам Греты Тунберг. О чем рассказывает фильм Now про молодых экоактивистов По следам Греты Тунберг. О чем рассказывает фильм Now про молодых экоактивистов

Истории активистов-зумеров и рассуждения их более опытных коллег в фильме «Now»

Forbes
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Сколько раз в неделю нужно тренироваться Сколько раз в неделю нужно тренироваться

Тренироваться необходимо на самом деле реже, чем вы думали

GQ
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Что смотреть: Санкт-Петербург в кино Что смотреть: Санкт-Петербург в кино

Все дороги творческих людей таинственным образом ведут в Санкт-Петербург

Seasons of life
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
«Самолётство»: рассказ Дмитрия Захарова о мире будущего, в которых путешествия становятся привилегией избранных «Самолётство»: рассказ Дмитрия Захарова о мире будущего, в которых путешествия становятся привилегией избранных

Рассказ Дмитрия Захарова «Самолетство»

Esquire
Новое чувство астрофизики Новое чувство астрофизики

Миссия LISA станет самым большим научным инструментом в истории человечества

Популярная механика
«Представляете, какое впечатление можно произвести на девушку, если вместо того, чтобы приставать к ней, читаешь ей рассказ» «Представляете, какое впечатление можно произвести на девушку, если вместо того, чтобы приставать к ней, читаешь ей рассказ»

Рей Брэдбери о том, как книги сделали из него человека

Weekend
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
День сурка, в котором застряли миллениалы: почему «Палм-Спрингс» — главный фильм лета 2020 День сурка, в котором застряли миллениалы: почему «Палм-Спрингс» — главный фильм лета 2020

Фильм, который так и не появился в России легально

Esquire
Ламповые цветы Ламповые цветы

Как грибы подарили свет растениям

Популярная механика
Peugeot 5008. Великая французская симуляция Peugeot 5008. Великая французская симуляция

Peugeot 5008 буквально напичкан опциями

4x4 Club
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Земля пролетает сквозь останки сверхновой: железный дождь Земля пролетает сквозь останки сверхновой: железный дождь

На нашу планету обрушился поток фрагментов сверхновой

Популярная механика
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Саркофаг из Гамхуда Саркофаг из Гамхуда

История саркофага из Гамхуда

Дилетант
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
«Эта штука летела за мной». ГИБДД фиксирует нарушения дронами «Эта штука летела за мной». ГИБДД фиксирует нарушения дронами

Как полиция использует беспилотники и насколько это законно?

РБК
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
«Как в плохом анекдоте»: зять миллиардера Тимченко мог запустить новый передел в рыбной отрасли «Как в плохом анекдоте»: зять миллиардера Тимченко мог запустить новый передел в рыбной отрасли

Что могло спровоцировать очередную дискуссию о перераспределении квот на рыбу

Forbes
Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр

Чтобы полюбить насекомых, их нужно кормить, заботиться о них и... есть

Популярная механика
Вопросы пола Вопросы пола

Выбираем экологичное и безопасное напольное покрытие

Лиза
Открыть в приложении