Гибрид самолета, вертолета, конвертоплана и автожира

Популярная механикаHi-Tech

Полет бумеранга

«В мире есть только два покупателя сверхтяжелых вертолетов, – говорит мне Томас Земан, генеральный директор компании Airbus Helicopters Vostok, – это правительства России и Соединенных Штатов, но у них есть собственные поставщики. Вот поэтому сверхтяжелых вертолетов мы и не делаем. Зато делаем любые другие».

Текст: Олег Макаров

0:00 /
745.075

Гостим в городе Мариньян. Этот небольшой населенный пункт в пригороде Марселя известен тем, что здесь расположен сильно загруженный международный аэропорт Марсель Прованс. А еще в Мариньяне находятся штаб-квартира и часть производственных мощностей крупнейшего в мире производителя винтокрылой техники Airbus Helicopters. Еще не так давно (с 1992 года) мы знали эту компанию как Eurocopter, но после тотального ребрендинга всей группы EADS под логотипом Airbus от знаменитого имени было решено отказаться. Компания выпускает вертолеты гражданского и военного назначения с максимальной взлетной массой до 12 т и является, в частности, создателем модели AS 350 Ecureuil. Это единственный в мире вертолет, который совершил посадку на вершине Эвереста.

Куда же без карбона?

Классическая «белка» (именно так переводится с французского слово ecureuil) – творение далекого уже 1974 года. Сейчас европейский производитель вертолетов смотрит в будущее на ближнюю и дальнюю перспективы. Ближнюю перспективу можно увидеть прямо сегодня. Белый блестящий корпус с нанесенной на него ливреей «карбон», темные тонированные стекла, хвостовой ротор Fenestron в кольцевом обтекателе. Это разрабатываемый сейчас вертолет среднего класса H160 – настоящий кладезь инноваций. Индексы эрбасовских вертолетов легко читаются: 100 – вертолет гражданского назначения, 6 – приблизительное значение максимальной взлетной массы в тоннах. Корпус этой машины полностью состоит из армированного карбона. Вслед за дальнемагистральным лайнером А350, построенным из композитных материалов, создатели Airbus внедряют полученный опыт в сферу вертолетостроения.

Помимо углепластикового фюзеляжа в H160 много всего интересного. Как известно, хвостовой ротор вертолета служит прежде всего для компенсации крутящего момента, действующего на корпус летательного аппарата при вращении несущего винта. В 1960-х годах французская компания Sud Aviation создала конструкцию Fenestron, что в переводе с окситанского языка означает «окошечко». Французские инженеры добавили ротору лопастей и заключили его в кольцевой канал, превратив в импеллер. У фенестрона есть свои достоинства и недостатки, но главными преимуществами является сниженный уровень шума и большая (по сравнению с открытым винтом) безопасность. Упомянутая выше компания Sud Aviation путем слияний стала в конце концов частью того, что мы сегодня называем Airbus Helicopters, так что хвостовой ротор в обтекателе наиболее активно применялся именно в европейских вертолетах. Правда, импеллеры можно увидеть на хвостах винтокрылых машин и других производителей, например на российском Ка-60. Но примечательно то, что установленный на H160 Fenestron расположен не строго вертикально, а имеет небольшой уклон – 12 градусов. Пропеллер направляет воздушную струю таким образом не только вбок, но и слегка вниз, создавая подъемную силу, которая дополнительно подпирает хвостовую балку и на 50 кг увеличивает полезную нагрузку машины. «Можно было бы наклонить и больше, – рассказывает специалист Airbus Helicopters, – и получить дополнительные килограммы полезной нагрузки, но испытания показали, что слишком сильный наклон фенестрона приводит к ухудшению управляемости, а на это мы пойти не могли».

Против звукового удара

Кроме того, в вертолете применена оригинальная конструкция хвостового стабилизатора. По сравнению с традиционными схемами стабилизатор как бы поделен пополам (два узких крылышка вместо одного широкого) и выполнен в виде закольцованного биплана. Верхние консоли затеняют нижние от воздушного потока, идущего от хвостового ротора. Такое решение улучшает аэродинамические характеристики вертолета при полете на низких скоростях и при зависании. Впервые в практике вертолетной индустрии конструкторы Airbus отказались от гидравлического привода шасси, отдав предпочтение электрическому актуатору, – это сделало машину, как заявляют представители компании, легче и безопаснее.

Сразу обращает на себя внимание необычная форма лопастей главного ротора: их законцовки загнуты и похожи на бумеранги. Такая конструкция позволяет набегающему воздуху обтекать концы лопастей, не создавая скачков уплотнения, по природе своей схожих с теми, что возникают при полете реактивных самолетов на сверхзвуке и порождают всем известный звуковой удар. «Благодаря этому решению, – объясняет специалист компании, – наш вертолет не звучит как вертолет. Мы избавились от резких хлопков при вращении винта и значительно снизили уровень и характер шума». А сами лопасти несущего винта, выполненные из стеклопластика и пены в качестве наполнителя, приводятся во вращение двумя турбовальными (газотурбинными) двигателями Arrano («орел» на языке басков) от компании Safran. Это совершенно новая силовая установка (мощность до 970 кВт), которая разрабатывалась одновременно с самим вертолетом и содержит в себе также немало инновационных решений. Можно, например, отметить, что в серийных двигателях будут использоваться детали, выполненные на 3D-принтере методом лазерного спекания.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Царство льда Царство льда

Там, где мы советуем тебе побывать, будет холодно, но интересно и весело

Лиза
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
22 факта о сексе 22 факта о сексе

22 факта о сексе, которые помогут ответить на вопрос «О чем ты думаешь?»

Maxim
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Контрольный выстрел Контрольный выстрел

Неделя унижения российского спорта

Огонёк
Межпланетная картография Межпланетная картография

Как реконструировать ключевые детали на поверхности далекой планеты

Популярная механика
Париться правильно Париться правильно

Тепло, вода, пар, запахи трав… Зимой это особенно соблазнительно. Наш обозреватель Анна Аркатова проводит исследование, какие состояния мы переживаем во время посещения бани и чем они полезны.

Psychologies
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Сильный ход Сильный ход

Мы нашли несколько мест, где вам с мужем будет одинаково интересно

Добрые советы
Главный дровосек планеты Главный дровосек планеты

Победы, поражения и скитания Джейсона Виньярда, короля топора и пилы

Популярная механика
Шпион, который себя любил Шпион, который себя любил

Знакомься с Эдди Чапменом – двойным агентом Второй мировой

Maxim
Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика
На одной волне На одной волне

Ведущая Первого канала Ольга Ушакова в третий раз станет мамой

OK!
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
«С женщинами всегда одни и те же проблемы» «С женщинами всегда одни и те же проблемы»

Беседа с одним из героев «Квартета И» Камилем Лариным

Добрые советы
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Звездные войны Звездные войны

Audi Q5 – Lexus NX. Немецкий и японский кроссоверы выясняют личные отношения

АвтоМир
Зоопарк болезней Зоопарк болезней

На невидимом фронте биомедицины трудятся не только мыши, крысы и макаки

Популярная механика
Большой аттракцион Большой аттракцион

Британская Актриса Джуно Темпл сменила амплуа ради роли у Вуди Аллена

Vogue
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Куда ты исчезаешь? Куда ты исчезаешь?

На что способны люди, которые устали от собственной жизни?

Домашний Очаг
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Время, которого не жалко Время, которого не жалко

О чем должны говорить политики, предлагающие для страны образ будущего

СНОБ
Нобелевская кухня Нобелевская кухня

Как с помощью скотча получить графен в домашних условиях

Популярная механика
Репутационные иски и риски Репутационные иски и риски

Репутация сегодня — товар, в котором заинтересована и власть

СНОБ
Моментальная угроза Моментальная угроза

Межконтинентальные баллистические ракеты

Популярная механика
Константин Победоносцев Константин Победоносцев

Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант
Разные гвозди Джона Бисби Разные гвозди Джона Бисби

Уверенной рукой художник сплетает самые разнообразные гвозди

Популярная механика
Успешное старение: как россиянки переживают свой возраст во времена культа молодости Успешное старение: как россиянки переживают свой возраст во времена культа молодости

Как женщины справляются с опытом старения

Forbes
Открыть в приложении