Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механикаHi-Tech

Куда поедем?

Что управляет лифтом

Текст: Джесси Дуниц
Перевод: Айзан Амалиева

Ты подходишь к лифту, нажимаешь на кнопку со стрелкой, и наступает ожидание. Долгое ожидание. Очень долгое…

На самом деле существует веская причина, по которой кабины лифта одна за другой отправляются наверх, не останавливаясь на твоем этаже. Это не потому, что они тебя не любят. Каждый раз, когда мы нажимаем на кнопку, лифт решает не самую простую задачу. Система должна выбрать, когда и какую кабину направить на наш этаж. Кроме того, нужно решить, стоит ли лифту подняться наверх с пятого этажа и забрать пассажиров на седьмом, прежде чем опуститься к нам на первый. А еще нужно учесть, кто уже прождал дольше всех и какой маршрут будет наиболее эффективным.

Эта система требует детальной разработки и тонкой настройки, и нельзя не восхищаться кропотливой работой создавших ее инженеров.

Раньше было проще

Порядок движения самых первых лифтов с электронным управлением определяли люди. Оператор, находящийся в кабине, направлял лифт вверх и вниз при помощи дросселя и останавливал движение, как только он или диспетчер видели нового пассажира. Однако лифтеры совершали ошибки, требовали достойных оплаты и условий труда, поэтому уже к началу 1950-х их повсеместно заменили электронными переключателями.

Чтобы лифт мог сам управлять своим движением, инженерам нужен был алгоритм, определяющий, в каких случаях куда кабине нужно направляться. Самый простой способ – двигаться вниз и вверх с остановками на указанных этажах в предустановленные временные промежутки. Для пассажира это выглядит как поездка на электричках с пересадками: сначала идешь на десятый этаж, куда в 15:10 прибывает лифт, следующий до пересадочного этажа, а там уже ищешь, как добраться на нужный. Об эффективности говорить не приходится: в часы пик пассажиры вынуждены впустую тратить время, ожидая, когда лифт отправится по расписанию, а в то время, когда почти никто им не пользуется, кабины впустую тратят электроэнергию, порожними курсируя между этажами.

К 1965 году инженеры остановились на знакомой каждому с детства модели: пассажир нажимает на кнопку вызова, и на его этаж прибывает кабина. Но вот задача: как алгоритму понять, куда направлять кабину, если ее вызывают сразу на нескольких этажах?

Мучительное ожидание

Какова должна быть идеальная система координации лифтов? Должен ли лифт приехать сначала к тому пассажиру, который ждет дольше всех? Или лучше направить кабину к ближайшему этажу вызова? Как найти баланс между скоростью подачи лифта и расходом электроэнергии?

Понятно, что нужно оптимизировать время на провоз пассажиров. Но как расставить приоритеты? Если одному пассажиру придется ждать не 20 с, а минуту, прежде чем перед ним раскроются двери лифта, насколько это для него будет утомительнее? В три раза? А может, в шесть или семь? Даже для такой незамысловатой задачи нет четких вводных данных.

Иногда даже лучше, если сама поездка в лифте займет больше времени. Представим два сценария: в первом лифт приезжает через 10 с после нажатия кнопки вызова, а сама поездка до нужного этажа занимает минуту. По второму сценарию вы ждете лифт 30 с и едете тоже 30 с. Большинству людей ожидание кажется настолько невыносимым, что они выбрали бы первый вариант, пускай и придется потратить лишние десять секунд. Исходя из этого, инженеры программируют алгоритм таким образом, чтобы он учитывал «коэффициент утомительности», вместо того чтобы просто минимизировать время поездки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робочоп Робочоп

Россию можно назвать мировой столицей частных охранных предприятий

Популярная механика
Человек из пятого измерения Человек из пятого измерения

В первый раз я увидел «Живые скульптуры» за границей

Популярная механика
1990: Лихие и крутые 1990: Лихие и крутые

В январе 1991 года на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс»

Esquire
Журналист Роман Супер — о том, как он снимал фильм-биографию Децла Журналист Роман Супер — о том, как он снимал фильм-биографию Децла

Роман Супер опубликовал трейлер документального фильма о Кирилле Толмацком

РБК
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
Как люди читают руками: история появления шрифта Брайля Как люди читают руками: история появления шрифта Брайля

Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля

Популярная механика
Кто горы наворотил? Кто горы наворотил?

Поколения губок, мириады бактерий и водорослей – создатели земной коры

Популярная механика
«Если бы знала о болезни, не рожала бы»: появились откровения Жанны Фриске «Если бы знала о болезни, не рожала бы»: появились откровения Жанны Фриске

Сегодня на суд публики были представлены откровения Жанны Фриске

Cosmopolitan
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Суд впервые развернул сделку по продаже государством частного банка Суд впервые развернул сделку по продаже государством частного банка

Суд признал недействительной продажу банка из группы «Лайф»

Forbes
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Как пчел готовят к полету на Луну и Марс Как пчел готовят к полету на Луну и Марс

Космическим колонистам пчелы нужны для опыления выращиваемых растений на Луне

Популярная механика
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант

31-летняя Рианна (Rihanna) в роскошных нарядах снялась для глянца

Cosmopolitan
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Малави, Замбия, Зимбабве Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Малави, Замбия, Зимбабве

Наши товарищи собирались в затяжной двухдневный перелёт до столицы Замбии

4x4 Club
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Мы очень советуем вам купить вельветовые брюки Мы очень советуем вам купить вельветовые брюки

Почему стоит купить вельветовые брюки и как правильно их носить?

GQ
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
Диета на яйцах и апельсинах: меню на неделю, отзывы и результаты Диета на яйцах и апельсинах: меню на неделю, отзывы и результаты

Рассказываем, как грамотно похудеть на яично-апельсиновом меню

Cosmopolitan
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Когда Канье Уэст выпустит Jesus is King Когда Канье Уэст выпустит Jesus is King

Канье Уэст успел провести серию live-концертов, но нового альбома до сих пор нет

Esquire
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Михаил Скигин: Что нужно знать российским инвесторам о работе в Африке Михаил Скигин: Что нужно знать российским инвесторам о работе в Африке

Россия намерена наращивать присутствие в Африке

СНОБ
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Почему веганы толстеют? Почему веганы толстеют?

Почему веганы часто не только не худеют, но даже прибавляют в весе?

Худеем правильно
Выйти из тени Выйти из тени

В тени гигантов набирает силу новый экзотический цветок – космонавтика Индии

Популярная механика
Евгений Додолев: Евгений Додолев:

Отцу отечественного рок-н-ролла в ноябре исполняется семьдесят!

Караван историй
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика

Маргарита Грачева написала книгу "Счастлива без рук"

Cosmopolitan
Открыть в приложении