Почему СУ-76 называли братской могилой
Несколько слов в защиту советской самоходки.
Официально принятая точка зрения от исторической правды может различаться кардинально. Советская пропаганда упорно называла штурмовики ИЛ-2 «Летающими танками», тогда как сами летчики предпочитали куда менее пафосное «Летающие гробы». Фронтовики не жалели ярких эпитетов и для самоходной установки СУ-76. Самую массовую в годы Великой Отечественной «самоходку» называли и «Сучкой», и «Голожопым Фердинандом», и «Братской могилой». Но так ли плоха была 76-я как предполагают ее прозвища?
Разработку этой самоходки началась летом 1932-го. Причем в авральном порядке. Красной армии срочно требовалась легкая САУ (Самоходная Артиллерийская Установка) для непосредственной поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги.
Именно поэтому главным преимуществом СУ-76 изначально должна была стать простота конструкции и дешевизна, а стало быть и массовость выпуска. По большому счету «семьдесят шестая» это шасси легкого танка Т-70 с установленной в рубку пушкой ЗиС-3 калибра 76 мм — отсюда и цифровой индекс модели. Изначально СУ-76 выпускалась в варианте с закрытой рубкой. Но первый опыт боевого применения