Почему мы видим только то, что ожидаем, — и как этим пользуются маркетологи
Наше внимание зависит не только от нас, но и от огромного количества внешних факторов. Бегущая строка в нижней части экрана, фигура на заднем плане, дорожные знаки, всплывающие баннеры, яркая упаковка — все эти шумы борются за наше внимание. И выигрывают. У нас. Можно ли научиться настраивать свои фильтры так, чтобы видеть именно то, что нам нужно? На этот вопрос пытается ответить когнитивный психолог из Нидерландов Стефан ван дер Стихель в своей книге «Фокусы внимания. Как жить в мире, где всё отвлекает», которая недавно вышла в издательстве «Питер». Inc. публикует отрывок из книги.
Дорожное происшествие и неверные ожидания
Маленькая деревушка в Нидерландах. Тихое утро среди недели. По главной дороге едет автомобиль. Водитель включает левый поворотник, планируя повернуть на боковую улицу. Он притормаживает, проверяя, нет ли встречных машин. Убедившись, что дорога пуста, водитель жмёт на газ и поворачивает. И тут раздается внезапный удар — в машину врезался мопед. К счастью, человек, ехавший на мопеде, не получил серьёзных травм, но обратился в суд. Судья признал водителя виновным в неосторожном вождении. Смотри он внимательнее, наверняка увидел бы мопед и аварии бы не произошло. Водитель не согласен: он смотрел очень внимательно, но никого не видел. По его мнению, тот факт, что он притормозил перед поворотом, доказывает, что машину он вёл осторожно. Пострадавший на мопеде также подтвердил, что автомобиль останавливался перед поворотом. Но почему же водитель машины не заметил мопед и действительно ли он должен взять вину на себя? Всё происходило днем; водитель никуда не спешил, ранее на его счету не было ни одной аварии.
Давайте проанализируем ситуацию. Мопед двигался по дороге со скоростью 45 км в час в полном соответствии с принятыми в Нидерландах правилами дорожного движения, которые гласят, что в населённом пункте мопед должен двигаться по автодороге, а не по велосипедной дорожке. Если мы более внимательно посмотрим на обстоятельства происшествия, то увидим, что дорога была не такая, какие обычно встречаются в населённых пунктах. Велосипедные дорожки отделены от трассы узкой полосой травы и деревьев. Автодорога больше похожа на просёлочную, и вокруг нет никаких домов. Непохоже, что вы едете по городу. Это совсем не та дорога, на которой вы ожидаете встретить ограничение в 50 км в час, а тем более мопед, так как обычно они ездят по велосипедным дорожкам. Возможно, водитель автомобиля действительно убедился, что на дороге нет встречного транспорта, но он просто не ожидал, что встречным транспортом может быть мопед. Его целевым объектом были более крупные транспортные средства: автомобили или автобусы. Он мог просмотреть мопед просто потому, что тот не соответствовал критериям поиска. Ожидания имеют решающее значение, когда речь идет о том, заметим мы объект или нет. Участники дорожного движения не замечают транспорт, не соответствующий их ожиданиям. Эксперименты показали, что участники движения могут не заметить даже чётко видимую полицейскую машину, если она припаркована в неожиданном месте, например на обочине. То же самое относится к ситуации, когда при наличии велосипедной дорожки на трассу выезжает заметный велосипедист. Велика вероятность, что водитель не заметит его.
Конечно, эта книга вовсе не про систему правосудия, и это строго юридический вопрос, должен ли быть оправдан водитель автомобиля из примера выше. Однако факт остается фактом: такую ошибку способен совершить любой из нас. Дорога, которая не похожа на городскую, вызывает неверные ожидания. Остаётся лишь жаловаться на местные власти, что они построили такую дорогу. Если вокруг нет знаков, водители часто выбирают допустимую на определённом участке скорость исходя из внешнего вида дороги.
Где лучше ставить рекламные щиты?
Наш визуальный мир полон различных закономерностей, и, анализируя пространство, мы постоянно их используем: ножи лежат в выдвижном ящике стола, и мы будем искать их именно там, а не в холодильнике. По этой причине знак, установленный слева от дороги (в странах с правосторонним движением), менее эффективен, чем знак на правой стороне. Контекст помогает нам понять этот сложный визуальный мир. За рулём у нас есть определённые ожидания и мы управляем вниманием в соответствии с ними. Ножи лежат в выдвижном ящике стола, а дорожные знаки стоят справа от дороги. Поэтому крайне неразумно устанавливать рекламные щиты там, где водители ожидают увидеть знаки.