По законам жанра: шесть типов литературных сюжетов в историях технологических компаний
Несмотря на все разнообразие технологий, истории компаний, которые занимаются их развитием, укладываются в шесть предсказуемых сюжетов. И каждый раз, наблюдая новый взлет, можно попытаться угадать, когда последует падение
В 2014 году профессор Метью Джокерс из Вашингтонского университета проанализировал сюжеты 40 000 романов. В результате он выявил всего шесть базовых типов историй. В 2018 году сотрудники Лаборатории компьютерных историй (Computational Story Lab) Вермонтского университета исследовали 1700 английских романов и на основе предыдущего исследования определили формулу каждого из шести сюжетов.
«Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения.
«Из князи в грязи» — трагедия, постепенное ухудшение положения.
«Икар» — взлет и падение.
«Эдип» — падение, взлет и опять падение.
«Золушка» — взлет, падение, взлет.
«Человек в яме» — падение и взлет.
Такой классификации поддаются не только романы, но и реальные истории технологических компаний. По уровню драматизма бизнес конкурирует с самыми закрученными сюжетами художественной литературы, и примеры взлетов и падений основателей компаний служат тому подтверждением.
Постепенное улучшение положения — история Олега Тинькова
Сюжет «Из грязи в князи» напоминает путь Олега Тинькова к запуску Тинькофф Банка. Его история особенно примечательна в сравнении с другими российскими IT-бизнесменами: пока Аркадий Волож, Евгений Касперский и Давид Ян планомерно развивали свои цифровые продукты с конца 1980-х, Тиньков занимался офлайн-бизнесом. Его предприятия в период с 1993 по 2004 год поставляли на российский рынок электронику из Сингапура, производили замороженные полуфабрикаты и варили пиво.
В 1992 году Тиньков основал компанию, торговавшую электроникой, «Петросиб», а спустя пять лет вышел из бизнеса, продав долю менеджменту за $7 млн. В 1998-м запустил производство замороженных полуфабрикатов «Дарья», которое через три года продал холдингу «Планета Менеджмент» Романа Абрамовича и Андрея Блоха за $21 млн. Тогда же он открыл пивной ресторан «Тинькофф», создал одноименный бренд пива, а спустя пять лет, в 2003-м построил свой собственный пивоваренный завод.
Продав пивной бренд концерну Sun Interbrew за $200 млн в 2005-м, в 2006 году Тиньков купил Химмашбанк и создал на его основе онлайн-систему Тинькофф Банк. Он стал самым высокотехнологичным проектом бизнесмена и объединил весь предыдущий предпринимательский опыт и накопленный капитал.
Сюжет «Из грязи в князи» на примере Тинькова — это путь от торговли полуфабрикатами в 1990-х к созданию онлайн-банка без отделений. К концу 2017 года чистая прибыль Тинькофф Банка составила 19 млрд рублей, к концу 2018 года он входит в топ-30 российских банков по объему активов (383,6 млрд рублей). Состояние самого Тинькова Forbes оценил в $2,2 млрд.
Постепенное ухудшение положения — история мобильного бизнеса Nokia
Тип сюжета «Из князи в грязи» подходит для истории разрушения мобильного бизнеса корпорации Nokia. К трагедии привело решение главного исполнительного директора Стивена Илопа: в 2011 году он отказался от «родной» для Nokia операционной системы Symbian OS, и это было его роковой ошибкой.
В 2006 году Nokia достигла пика могущества. По данным исследовательской компании ABI Research, доля корпорации на рынке мобильных телефонов составляла 56%. Однако этот период господства длился недолго: уже в 2007 году корпорация Apple обострила конкуренцию, представив на рынке первый iPhone. Спустя год Google объявил о запуске конкурента Symbian OS — мобильной операционной системы Android, и доля Nokia на рынке смартфонов начала стремительно сокращаться. По итогам IV квартала 2010 года число смартфонов на Android превысило количество аппаратов Nokia на Symbian: 33 млн против 31 млн.
В 2010 году доля Nokia на мировом рынке мобильных телефонов все еще оставалась существенной — 32%, но продолжала уменьшаться. В попытке переломить ход событий Nokia отправила в отставку главу компании Олли-Пекка Калласвуо, а его место в сентябре 2011 года занял новый CEO Стивен Илоп, перешедший из Microsoft. Через четыре месяца он принял решение, которое в итоге добило компанию: Илоп объявил о переходе Nokia на мобильную операционную систему Windows Phone взамен Symbian OS.