Риад Маммадов рассуждает о скорости наших дней и классической музыке

РБКРепортаж

Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая

17 апреля пианист Риад Маммадов выпустил мини-альбом с произведениями Чайковского, Шопена и Дебюсси. Мы встретились с музыкантом и музыковедом, чтобы обсудить тему импровизации в классической музыке, а также поговорить о джазе и скорости наших дней.

Анастасия Каменская

755871148278308.jpg
© Адиль Юсифов

Все концерты пианиста Риада Маммадова в апреле отменились так же, как у других музыкантов по всему миру. Однако запланированные на этот месяц премьеры остались в силе. Первая — сингл «В ожидании Азизы» в редком для уха русского слушателя (но неизменно его цепляющем) жанре джаз-мугам. Вторая — классический мини-альбом под названием «Суррогатные мечты II» с произведениями композиторов эпохи романтизма: Шопена, Чайковского и Дебюсси. Разные и по жанрам, и по смыслам, два этих релиза иллюстрируют интересы музыканта, считающего, что исполнитель выступает проводником, уводящим нас за собой в мир композитора, его мыслей и чувств. О классике и джазе, разнице восприятий и интуиции мы поговорили с пианистом и музыковедом, успевающим не только гастролировать по городам и странам, но также заниматься своей диссертацией в Московской консерватории. Она, в частности, как раз о джазе-мугаме, с которого мы начинаем разговор.

— Джазу-мугаму вы посвятили свою диссертацию, а сейчас вышел сингл «В ожидании Азизы». Как так получилось, что этот жанр стал сферой одновременно и научных, и исполнительских интересов?

— Джаз-мугам для меня — больше научная история. Моя диссертация посвящена жанрам современного музыкального искусства Азербайджана, в том числе и мугаму. К этому привели меня друзья. Идею написания работы мне подсказала мама, но проблему я нашел благодаря своим друзьям-музыкантам — Теодору и Вангелино Курентзисам. Тогда мы как раз работали над церемонией открытия Европейских игр в Баку и писали большое количество азербайджанской симфонической музыки. И, будучи всецело этим поглощенным, я понял, что именно хочу исследовать в своей работе. Какие-то определенные пазлы сложились.

— Про джаз часто говорят, что в нем гораздо больше свободы, чем в классической музыке. Нужно ли как-то быть внутренне к этой свободе готовым? И можно ли вообще проводить такие сравнения?

— На самом деле, джаз — тот жанр, где очень много условностей. И чем больше свободы, тем больше условностей. Но, как ни странно, это работает и в обратную сторону тоже: чем больше условностей, тем больше свободы приходится находить. Джазовая музыка уже давно академическая музыка. За сто с чем-то лет своего существования она прошла те же пути, что и классическая музыка, начиная с периода барокко. И так только кажется, что джаз — свободный. На самом деле, это строгие и сложные гармонические взаимоотношения внутри одного квадрата (квадрат — период музыкального построения, форма джазового сочинения. — «РБК Стиль»). Чем определяется свобода? Прежде всего, границей. Потому что свобода без границ — это анархия. Искусство заключается в том, как ты чувствуешь себя в этих границах. Суть в том, чтобы научиться быть свободным внутри строгих форм. Потому что джаз — это гармонии. Не просто септаккорд, трезвучие с семерочкой, а огромное количество взаимодействий — ладовых и гармонических — внутри нескольких звуков в левой руке. И эти звуки, они могут звучать одинаково, но функция их несет собой тон настроения. И то, что получается из всего взаимодействия звуков, образует целую вселенную. Если эту вселенную создаешь убедительно, она приводит к невероятным красотам. Плюс нужно интуитивно точное чувство вкуса и стиля внутри. Это должно быть на уровне ДНК, с молоком матери, скажем так.

— Есть ли место импровизации в классической музыке?

— Бах был великим импровизатором, Лист был величайшим импровизатором, Моцарт тоже. Вообще, в эпоху барокко не было понятия «играть строго по нотам», все каденции были импровизированными. Это с приходом романтизма эго вышло вперед, и все стало максимально фиксированным, записывалось до конца. А до того, в средневековой музыке, было гораздо меньше условностей. Не было определенного лада, точно мажора или точно минора. Если сейчас послушать любую музыку средневековых композиторов — Жоскена Депре или Гийома Дюфаи, можно почувствовать отсутствие почвы под ногами, потому что нет ладового представления, тяги нет, гравитации. То же самое, к слову, и в джазе.

— Если говорить о чувственном познании и об опыте, который мы получаем через книги, через искусство. Насколько важную роль играют обе эти составляющие для музыканта?

— Когда читаешь «Войну и мир» в 15 лет, а потом в 25 лет — это разные совершенно сочинения, и замечаешь, что в 15 половину не понимал из того, что видишь сейчас. А в 35 лет снова будешь совсем по-другому воспринимать. Мы меняемся всю жизнь. Но это сложная совокупность всех факторов. Возраст не имеет значения, и книги тоже не совсем играют роль. Можно прочитать огромное количество книг, но не уметь чувствовать ситуацию. К сожалению, эти понятия не всегда пересекаются. Ты читаешь, чтобы раскрыть какие-то свои внутренние струны, вытащить их, это способ их тянуть и познавать себя изнутри. Но если с детства есть чисто интуитивно правильное чувство формы и стиля — это обычно и называют талантом — то ты можешь играть. От таланта зависит, короче говоря, очень много. Но, конечно, хочется быть образованным человеком. Меня всегда поражало, как Ремарк мог точно выстраивать предложения и рисовать вот эти высокие материи простыми словами в послевоенное время, когда все вокруг было разрушено. Это красота. Он это мог делать в литературе. А наша задача, музыкантов, — уметь это делать в музыке, правильно излагать свои мысли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Клетки человека научили встраивать в белки неканонические аминокислоты Клетки человека научили встраивать в белки неканонические аминокислоты

Эти модифицированные клетки выжили и дали потомство в организме мышей

N+1
Краткая история музыки: почему нам нравятся эти звуки Краткая история музыки: почему нам нравятся эти звуки

Поиск оптимального музыкального звукоряда схож с поиском идеального календаря

Популярная механика
Новая норма Новая норма

Свежее поколение брендов играет по правилам, которые придумывает здесь и сейчас

Vogue
Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое

С возрастом у шимпанзе повышается уровень стрессового гормона кортизола

N+1
Оптомеханический резонатор измерил частоту колебаний одной бактерии Оптомеханический резонатор измерил частоту колебаний одной бактерии

Бактерия совершает в основном изгибовые и сфероидальные колебания

N+1
Netflix по-русски: как развиваются стриминговые сервисы в России Netflix по-русски: как развиваются стриминговые сервисы в России

Специфика появления и развития отечественных стриминговых сервисов

РБК
Репрограммированные клетки помогли ослепшим мышам отличить свет от тени Репрограммированные клетки помогли ослепшим мышам отличить свет от тени

Эти клетки могут принять на себя функции погибших фоторецептеров

N+1
Глава 2: Музыка Глава 2: Музыка

– Ты за что задержанных избил? – За дело. Плеер верни

Esquire
«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили «Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили

Интересные факты о трудностях советских автомобилистов

РБК
Робот с ИИ научит детей эмоциям и поможет в социализации Робот с ИИ научит детей эмоциям и поможет в социализации

Как современные технологии помогают в области педагогики

Популярная механика
Быт военного времени Быт военного времени

Первая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Продовольствие пошло в рост Продовольствие пошло в рост

Новое обострение отношений между розницей и производителями продуктов питания

Эксперт
Самоизоляция как путь к себе: чему нас учат отшельники Самоизоляция как путь к себе: чему нас учат отшельники

Люди, добровольно оставившие общество и жившие в полной изоляции, — кто они?

Psychologies
Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения

Фильму «В бой идут одни «старики» уже почти полвека

Караван историй
«Сидеть на месте – не моё» «Сидеть на месте – не моё»

Наша героиня советует найти врача, который разгадает квест с вашим весом

Худеем правильно
«Жужжащие: Естественная история пчёл» «Жужжащие: Естественная история пчёл»

Отрывок из книги «Жужжащие. Естественная история пчёл» биолога Тора Хэнсона

N+1
«Как работает музыка» «Как работает музыка»

Отрывок из книги Дэвида Бирна: что и как музыка делает с человеком

N+1
«Параноик с катапультой»: как бывший дровосек создал конкурента WeWork, который способен пережить пандемию «Параноик с катапультой»: как бывший дровосек создал конкурента WeWork, который способен пережить пандемию

Марк Диксон уверен, что переживет шторм благодаря здоровому уровню паранойи

Forbes
Как связывать девушку веревкой: подробный гайд для новичков Как связывать девушку веревкой: подробный гайд для новичков

Готов к горячим экспериментам?

Playboy
Как отключить обновление Windows 10: самые действенные способы Как отключить обновление Windows 10: самые действенные способы

Надоели долгие обновления, возникающие в самый неподходящий момент?

CHIP
«Твиттер, как передозировка, может пошатнуть ваше психическое здоровье» «Твиттер, как передозировка, может пошатнуть ваше психическое здоровье»

Пора разобраться, кто тут главный: вы или ваш смартфон

GQ
Нужен ли вам персональный стилист Нужен ли вам персональный стилист

В каком случае необходимо обратиться к специалисту по стилю?

GQ
Харизма в любом весе: метаморфозы Ольги Картунковой Харизма в любом весе: метаморфозы Ольги Картунковой

Её имя не сходит с новостных лент: Картункова стала настоящей красавицей

Cosmopolitan
«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения «Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

Владелец кинотеатров стал шить тканевые маски силами сотрудников

Forbes
Снова на вершине: почему конфликты с партнерами не мешают Владимиру Потанину богатеть Снова на вершине: почему конфликты с партнерами не мешают Владимиру Потанину богатеть

Часть десятилетия акционеры компании провели в корпоративных конфликтах

Forbes
Не только ретроградный: что о тебе может рассказать твой Меркурий? Не только ретроградный: что о тебе может рассказать твой Меркурий?

В каком знаке зодиака твой Меркурий и как это можно использовать во благо

Cosmopolitan
Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды

В эоцене в части Антарктиды было достаточно тепло для этих амфибий

N+1
«Когда кому-то больно, он хочет быть услышанным» «Когда кому-то больно, он хочет быть услышанным»

Беседуем о правилах экологичного общения с психологом Марией Эриль

Psychologies
«Вторая смена»: как женщин приучали к домашнему труду и отучали от саморазвития «Вторая смена»: как женщин приучали к домашнему труду и отучали от саморазвития

Наталья Абаканович выяснила, о чем писали в прошлом веке

Cosmopolitan
Открыть в приложении