Риад Маммадов рассуждает о скорости наших дней и классической музыке

РБКРепортаж

Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая

17 апреля пианист Риад Маммадов выпустил мини-альбом с произведениями Чайковского, Шопена и Дебюсси. Мы встретились с музыкантом и музыковедом, чтобы обсудить тему импровизации в классической музыке, а также поговорить о джазе и скорости наших дней.

Анастасия Каменская

755871148278308.jpg
© Адиль Юсифов

Все концерты пианиста Риада Маммадова в апреле отменились так же, как у других музыкантов по всему миру. Однако запланированные на этот месяц премьеры остались в силе. Первая — сингл «В ожидании Азизы» в редком для уха русского слушателя (но неизменно его цепляющем) жанре джаз-мугам. Вторая — классический мини-альбом под названием «Суррогатные мечты II» с произведениями композиторов эпохи романтизма: Шопена, Чайковского и Дебюсси. Разные и по жанрам, и по смыслам, два этих релиза иллюстрируют интересы музыканта, считающего, что исполнитель выступает проводником, уводящим нас за собой в мир композитора, его мыслей и чувств. О классике и джазе, разнице восприятий и интуиции мы поговорили с пианистом и музыковедом, успевающим не только гастролировать по городам и странам, но также заниматься своей диссертацией в Московской консерватории. Она, в частности, как раз о джазе-мугаме, с которого мы начинаем разговор.

— Джазу-мугаму вы посвятили свою диссертацию, а сейчас вышел сингл «В ожидании Азизы». Как так получилось, что этот жанр стал сферой одновременно и научных, и исполнительских интересов?

— Джаз-мугам для меня — больше научная история. Моя диссертация посвящена жанрам современного музыкального искусства Азербайджана, в том числе и мугаму. К этому привели меня друзья. Идею написания работы мне подсказала мама, но проблему я нашел благодаря своим друзьям-музыкантам — Теодору и Вангелино Курентзисам. Тогда мы как раз работали над церемонией открытия Европейских игр в Баку и писали большое количество азербайджанской симфонической музыки. И, будучи всецело этим поглощенным, я понял, что именно хочу исследовать в своей работе. Какие-то определенные пазлы сложились.

— Про джаз часто говорят, что в нем гораздо больше свободы, чем в классической музыке. Нужно ли как-то быть внутренне к этой свободе готовым? И можно ли вообще проводить такие сравнения?

— На самом деле, джаз — тот жанр, где очень много условностей. И чем больше свободы, тем больше условностей. Но, как ни странно, это работает и в обратную сторону тоже: чем больше условностей, тем больше свободы приходится находить. Джазовая музыка уже давно академическая музыка. За сто с чем-то лет своего существования она прошла те же пути, что и классическая музыка, начиная с периода барокко. И так только кажется, что джаз — свободный. На самом деле, это строгие и сложные гармонические взаимоотношения внутри одного квадрата (квадрат — период музыкального построения, форма джазового сочинения. — «РБК Стиль»). Чем определяется свобода? Прежде всего, границей. Потому что свобода без границ — это анархия. Искусство заключается в том, как ты чувствуешь себя в этих границах. Суть в том, чтобы научиться быть свободным внутри строгих форм. Потому что джаз — это гармонии. Не просто септаккорд, трезвучие с семерочкой, а огромное количество взаимодействий — ладовых и гармонических — внутри нескольких звуков в левой руке. И эти звуки, они могут звучать одинаково, но функция их несет собой тон настроения. И то, что получается из всего взаимодействия звуков, образует целую вселенную. Если эту вселенную создаешь убедительно, она приводит к невероятным красотам. Плюс нужно интуитивно точное чувство вкуса и стиля внутри. Это должно быть на уровне ДНК, с молоком матери, скажем так.

— Есть ли место импровизации в классической музыке?

— Бах был великим импровизатором, Лист был величайшим импровизатором, Моцарт тоже. Вообще, в эпоху барокко не было понятия «играть строго по нотам», все каденции были импровизированными. Это с приходом романтизма эго вышло вперед, и все стало максимально фиксированным, записывалось до конца. А до того, в средневековой музыке, было гораздо меньше условностей. Не было определенного лада, точно мажора или точно минора. Если сейчас послушать любую музыку средневековых композиторов — Жоскена Депре или Гийома Дюфаи, можно почувствовать отсутствие почвы под ногами, потому что нет ладового представления, тяги нет, гравитации. То же самое, к слову, и в джазе.

— Если говорить о чувственном познании и об опыте, который мы получаем через книги, через искусство. Насколько важную роль играют обе эти составляющие для музыканта?

— Когда читаешь «Войну и мир» в 15 лет, а потом в 25 лет — это разные совершенно сочинения, и замечаешь, что в 15 половину не понимал из того, что видишь сейчас. А в 35 лет снова будешь совсем по-другому воспринимать. Мы меняемся всю жизнь. Но это сложная совокупность всех факторов. Возраст не имеет значения, и книги тоже не совсем играют роль. Можно прочитать огромное количество книг, но не уметь чувствовать ситуацию. К сожалению, эти понятия не всегда пересекаются. Ты читаешь, чтобы раскрыть какие-то свои внутренние струны, вытащить их, это способ их тянуть и познавать себя изнутри. Но если с детства есть чисто интуитивно правильное чувство формы и стиля — это обычно и называют талантом — то ты можешь играть. От таланта зависит, короче говоря, очень много. Но, конечно, хочется быть образованным человеком. Меня всегда поражало, как Ремарк мог точно выстраивать предложения и рисовать вот эти высокие материи простыми словами в послевоенное время, когда все вокруг было разрушено. Это красота. Он это мог делать в литературе. А наша задача, музыкантов, — уметь это делать в музыке, правильно излагать свои мысли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вид с мостика Вид с мостика

Что может узнать о жизни миллиардеров капитан суперъяхты

Forbes
Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей

Двум девочкам удалось заснять «маленький народец» — волшебных фей

Cosmopolitan
Последствия войны Последствия войны

Ответы на вопросы о последствиях Второй мировой войны

Дилетант
Соединить лучшие черты города и деревни: как британец Эбенизер Говард предлагал решить проблемы экологии и перенаселения Соединить лучшие черты города и деревни: как британец Эбенизер Говард предлагал решить проблемы экологии и перенаселения

Какие страны воплощали концепцию «города-сада» Эбенизера Говарда

VC.RU
Ключевые фигуры войны Ключевые фигуры войны

Первая часть ответов на вопросы о главных действующих лицах Второй мировой войны

Дилетант
Звезда «Мальчишника в Вегасе» Эд Хелмс — о великом сериале «Сайнфелд», который помогает ему справиться со стрессом на карантине Звезда «Мальчишника в Вегасе» Эд Хелмс — о великом сериале «Сайнфелд», который помогает ему справиться со стрессом на карантине

«Сайнфелду» — ситком конца 1980-х, из концепции которого выросли «Друзья»

Esquire
«У меня много задач» «У меня много задач»

С Эмином Агаларовым мы обсудили проблемы индустрии развлечений в новых реалиях

OK!
«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения «Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

Владелец кинотеатров стал шить тканевые маски силами сотрудников

Forbes
Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир

Чем так уникален и интересен советский внедорожник из 1970-х

Популярная механика
Спутник помог обнаружить крупную утечку метана из Пермского бассейна Спутник помог обнаружить крупную утечку метана из Пермского бассейна

Sentinel-5 Precursor установил повышение концентрации метана

N+1
35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин 35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин

В отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина

Forbes
Тучи апокалипсиса: почему мировое виноделие находится на пороге кризиса Тучи апокалипсиса: почему мировое виноделие находится на пороге кризиса

В мировом виноделии складывается апокалиптическая картина

Forbes
Изоляция убивает романтику? 7 идей для классных домашних свиданий Изоляция убивает романтику? 7 идей для классных домашних свиданий

Хватит ходить по квартире с кислыми лицами

Playboy
Новая норма Новая норма

Свежее поколение брендов играет по правилам, которые придумывает здесь и сейчас

Vogue
Дом на озере Дом на озере

Современный фахверк с уникальным авторским интерьером

SALON-Interior
Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек» Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»

Алексей Щербаков о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе

Esquire
Полезные эко-привычки, которые изменят мир и помогут сэкономить деньги Полезные эко-привычки, которые изменят мир и помогут сэкономить деньги

Рассказываем, какие эко-привычки точно стоит внедрить в свою жизнь

Cosmopolitan
Что из себя представляет современная космическая мода Что из себя представляет современная космическая мода

Об отличных «космических» вещах, которые можно носить хоть каждый день

GQ
Как изменится Евро-2020 из-за переноса на следующий год Как изменится Евро-2020 из-за переноса на следующий год

Пытаемся понять, какие изменения претерпит главный футбольный турнир

GQ
Разведка и спецоперации Разведка и спецоперации

Первая часть ответов на вопросы о подготовке спецопераций Второй мировой войны

Дилетант
Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года

Новости «дня без новостей»

Weekend
Кораллы начали гибнуть уже в середине XX века Кораллы начали гибнуть уже в середине XX века

В 50-е годы уже наблюдалось снижение численности кораллов в Карибском море

N+1
«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda «Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБ
Климатические изменения нарушили природную эмиссию метана Климатические изменения нарушили природную эмиссию метана

Эмиссия метана болотами может увеличиться на 80 процентов к концу XXI века

N+1
Спустить с небес: 7 вещей, с которыми каблуки смотрятся нелепо — не делай так Спустить с небес: 7 вещей, с которыми каблуки смотрятся нелепо — не делай так

Гардероб современной женщины сложно представить без обуви на высоком каблуке

Cosmopolitan
Время стать экоцентриком Время стать экоцентриком

Глобальное потепление, климатические изменения – эти слова вошли в наш обиход

Psychologies
Какая разница! Звездные пары, в которых женщина старше мужчины Какая разница! Звездные пары, в которых женщина старше мужчины

Некоторые думают, что большая разница в возрасте — однозначный минус

Cosmopolitan
Среди позвоночных не нашлось более или менее опасных переносчиков вирусов Среди позвоночных не нашлось более или менее опасных переносчиков вирусов

Грызунов и летучих мышей в этом плане не стоит бояться больше остальных

N+1
Жидкие патчи и «туры со смыслом»: на чем блогеры зарабатывают миллионы Жидкие патчи и «туры со смыслом»: на чем блогеры зарабатывают миллионы

На чем Instagram-блогеры делают свои состояния. Спойлер: не на Instagram

РБК
Луч света в темном царстве. Как будет развиваться киноиндустрия после пандемии Луч света в темном царстве. Как будет развиваться киноиндустрия после пандемии

Российский кинематограф вызывает огромное количество споров

СНОБ
Открыть в приложении