Театр дяди Васи
Вместе с экоцентром «Заповедники» наш корреспондент Юлия Тихонова пробиралась через леса Воронежского заповедника, сплавлялась по реке Хопер и знакомилась с хуторским колоритом в природно-ландшафтном парке Ломы.
Миссия охранных зон – поддерживать биологическое разнообразие животных, растений и оберегать их естественную среду обитания. Например, в начале XX века в России истребили почти всех бобров: в стране их оставалось всего несколько сотен. Перед учеными Воронежского заповедника поставили государственную задачу восстановить число речного бобра. Так, в 1932 году на юге России появился бобровый питомник, в котором сегодня уже достаточно животных, чтобы расселять их по другим странам.
Природа как книга
Игорь Воробьев – биолог, всю жизнь посвятивший изучению леса. Сначала он был научным сотрудником Хоперского заповедника, затем работал в Тамбовской области, а последние 14 лет – в Воронежском заповеднике.
– Одна из самых больших проблем леса – чужеродные виды, – объясняет Игорь Иванович, проводя нашу группу по едва протоптанным дорожкам заповедника. – Эта череда, например, не наша, а североамериканская. Даже неизвестно, лечебная или нет.
– Как она сюда попала?
– Вот один из источников, – указывает на железную дорогу ученый. – Природа – это книга, просто нужно уметь ее читать. Посмотрите на осины – деревья-клоны. Нам кажется, что это разные отдельные стволы. Но если изучить их генотип, окажется, что они одна особь. Умирая, дерево успевает заменить себя двойником, выпустив отросток из своего корня.
Некоторые растения размножаются вегетативным путем: любая отделенная от них часть становится самостоятельным организмом. Существуют целые колонии растений-клонов, чей возраст насчитывает сотни тысяч лет. Сегодня самая известная колония деревьев-клонов – Пандо, роща осинообразного тополя в США. Ученые подсчитали, что суммарный вес этого единого организма – 6 тысяч тонн, что делает его сегодня наиболее тяжелым на планете.