Гончары из Скопина
Мало кто, побывав в Скопине Рязанской области, уезжает оттуда без скопинской керамики. Изысканные изделия скопинских гончаров славились издавна. Я увидела, как зарождался и развивался знаменитый промысел.
С царем зверей связывают начало знаменитого скопинского промысла. Правда, лев был керамический, но фурор он произвел гораздо более сильный, чем если бы был живой. Но обо всем по порядку.
Глиняный лев
Посуду, игрушки и другие предметы домашнего обихода жители Скопинского края начали делать из местных глин еще в XII веке. Ремесло набирало обороты, и вскоре Скопин стал славиться своими горшочными заводами. Гончарное производство, как правило, было семейным. Основы и секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Глиняных дел мастера занимали целый квартал. Они продавали свои творения не только на местных ярмарках, но и в Москве, Рязани, Туле, Нижнем Новгороде и других городах. Их изделия были добротны, но по внешнему виду уступали керамике из других регионов: выглядели неказисто, иссиня-черного цвета, за что их называли синюшками. Конечно, гончары искали способы украсить свои произведения. Например, наносили на сырую глину узоры, которые после обжига становились серебристого цвета, но проблемы это не решало.
Однажды один из них, Иван Оводов, отправил своего сына Федора в Липецк узнать у тамошних мастеров секрет их цветных глазурей. Федор устроился на работу к местному гончару. И в один из дней на воротах дома Оводовых – вариант рекламы XIX века – появился ярко-желтый блестящий глиняный лев с шикарной гривой, на которой отчетливо был вылеплен каждый волосок. Зверь стал настоящим потрясением для скопинцев.
Так во второй половине XIX века, благодаря семье гончаров Оводовых, возникла художественная керамика, которую сейчас называют скопинским промыслом.
Ручная работа
– Мы работаем по старинным технологиям XIX века. Каждая деталь вытягивается отдельно, потом все собирается вместе в готовом произведении, – рассказывает главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика», народный художник России Татьяна Голованова. – В массовом производстве у нас 80 процентов ручного труда, каждая вещь дорабатывается вручную. Поэтому среди готовой продукции не бывает двух абсолютно одинаковых изделий.