Girl, Interrupted. Почему всем, кто молод, стоит смотреть «Нику» — драму о поэтессе, которая перестала писать
В российский прокат вышла «Ника» — режиссерский дебют Василисы Кузьминой. Это история поэтессы, детство которой хорошо знает вся страна. Советская девочка из Ялты Ника Турбина считалась вундеркиндом, завоевывала награды в Венеции, гастролировала по Америке и восхищала Евгения Евтушенко. Но о том, какой была юность девушки, большинству из нас ничего толком неизвестно. Кузьмина и ее постоянный соавтор Юлия Гулян решили пролить на эту историю свет. И в итоге приумножили тьму, сняв печальную историю о родительском насилии, синдроме самозванца, болезненных отношениях и прерванной речи.
На дворе конец 1990-х, Ника Турбина (то мрачная, то искрящаяся Лиза Янковская) больше не всеми любимый ребенок-поэт, а обычная 27-летняя девушка, которой кажется, что жизнь проиграна всухую. Она живет с мамой (Анна Михалкова, говорящая здесь очень страшные вещи самым нежным и смешливым голосом в мире), которая постоянно упрекает дочь, что та зарыла свой талант. Отчаянный план Ники — сбежать в Москву и поступить в актерское училище. Практичный план матери — подложить дочь под заботливого бандита, готового стать «спонсором» (неожиданная — но органичная — работа Евгения Сангаджиева). Под окнами тем временем стоит и просит скинуть мячик бармен Костя (Иван Фомин — не только чуткий актер, но и наставник Gogol School) — персонаж из числа тех, которые обычно помогают главным героям обрести веру в себя и субъектность.
Ника, мама и Костя образуют вроде бы классический треугольник Карпмана — драматургическую конструкцию, участникам которой отводятся роли жертвы, преследователя и спасателя. Психолог Карпман придумал эту триаду, исследуя сказочные сюжеты западного мира. Ника Турбина и правда с первых секунд кажется советской Русалочкой: живет на берегу моря (в Ялте), теряет голос (перестает писать стихи), влюбляется в принца (а тот ведет ее смотреть «Матрицу» в старом кинотеатре). Но Ника в фильме оказывается гораздо ближе к американской поэтессе Эмили Дикинсон, чем к Русалочке: мир душит ее в своих объятиях, талант не находит выхода, тема смерти становится лейтмотивом. Если «Ника» и сказка, то не Диснея, а братьев Гримм. Мама героини рисует афиши для кинотеатра,