Отблагодарить по-свински
Поросята с трогательными пятачками и хвостиками крючком по умильности не уступают котикам. Но, в отличие от котиков, эти животные не раз жертвовали собой, спасая человечество от тяжелейших болезней
Клапаны: от всего сердца
Будущий губернатор Калифорнии, бессменный терминатор и многократный «мистер Вселенная» Арнольд Шварценеггер начал заниматься бодибилдингом в 15 лет. Он проводил в «качалке» по много часов каждый день. Оставив культуризм, Шварценеггер продолжил активные занятия спортом, и врачи все чаще предупреждали актера, что его сердце в любой момент может не выдержать. В 1997 году звезде заменили аортальные клапаны. Шварценеггеру повезло: нашелся донор с нужной группой крови. Сотни пациентов с больным сердцем так никогда и не дожидаются его. И у них не было бы шансов выжить, не будь на земле свиней. Их сердечные клапаны подходят человеку по размеру и, в отличие от искусственных, не провоцируют сворачивание крови в месте пересадки. А значит, пациентам после операции не нужно всю жизнь принимать антикоагулянты.
Первые операции по замене человеческих клапанов на свиные были проведены в 1960-е. Прежде чем пересадить клапан, его тщательно очищают от клеток животного, оставляя только каркас из так называемого межклеточного матрикса. Это позволяет избежать реакции отторжения. Но во время обработки матрикс повреждается, кроме того, «голый» каркас не получает питания от организма и быстро изнашивается. Поэтому свиные клапаны, увы, недолговечны: они служат в среднем около 15 лет.
Но уже скоро эту проблему, возможно, удастся решить: в нескольких больницах идут клинические испытания по пересадке людям тканей от генетически модифицированных свиней. Клетки таких животных не несут молекул, которые вызывают иммунную реакцию человеческого организма, и поэтому клапан можно будет пересаживать целиком. Если технологию удастся хорошо отработать, не исключено, что генетически модифицированных поросят станут выращивать непосредственно для человека, который нуждается в донорском органе (к 2021 году исследования в этой сфере заметно продвинулись вперед — прим. ред.).
Генеалогия — неблизкие родственники
Активное использование свиных тканей и органов в медицине породило миф о том, что свинья якобы куда ближе к человеку, чем приматы вроде шимпанзе. Однако последний общий предок свиней и современных приматов обитал на Земле около 50 млн лет назад, а общий предок человека и шимпанзе — всего 5–7 млн. Удачным модельным животным и хорошим донором для человека свинью делает не родство, а размеры тела и образ жизни, в частности всеядность.
Инсулин: сладкая жизнь
Леонард Томпсон родился в 1908 году в Канаде. Детство его было беззаботным до того дня, когда мальчику поставили страшный диагноз: диабет. В то время единственным лечением было радикальное голодание, и через три года «терапии» 14-летний Томпсон весил около 29 килограммов. Состояние мальчика ухудшалось с каждым днем, и врачи ждали, что он вот-вот умрет, как и все остальные больные с инсулинозависимым диабетом. Их поджелудочная железа прекращает производить инсулин, гормон, который позволяет клеткам усваивать из кровотока глюкозу — свою основную «еду».