От Гарри Поттера до пукающего трупа: как сложилась карьера Дэниэла Рэдклиффа
В честь день рождения актера рассказываем, каким мы впервые увидели его на экране, каким полюбили, ну и что от него можно ждать (надеемся, что великих ролей!)
Карьера Дэниэла Рэдклиффа может и не настолько необычна, как у некоторых других его молодых коллег из поттерианы, но и назвать её скучной и предсказуемой язык не поворачивается. Пока Эмма Уотсон пытается стать медийной богиней, примеряя на себя все современные образы идеальных протагонисток, а Руперт Гринт полностью переквалифицировался в сериального актёра второго плана, над Рэдклиффом словно висит проклятие «хорошего парня», от которого он настойчиво пытается избавиться. О нём уже давно не говорят как о Гарри Поттере, но всё же тень от главной роли в эпическом фэнтези-сериале, вырастившим не одно поколение фанатов, нет-нет да и проявится в некоторых его работах.
Война с Гарри Поттером станет вечной? Что общего между этим образом и некоторыми другими, «взрослыми» ролями Рэдклиффа? В каких фильмах он чувствует себя органичнее всего? Сейчас все расскажем.
Мальчик, который выжил
До фильмов о Поттере Дэниэл Рэдклифф сыграл молодого Дэвида в сериале «Дэвид Копперфилд» и эпизодическую роль в фильме «Портной из Панамы». Многим актёрам приходилось играть в детстве «просто» детей в фильмах, где нужен хоть какой-нибудь ребёнок на полторы реплики и на один невинный взгляд, но молодой Дэвид Копперфилд – это совсем другая история. Нельзя сказать, что это обычная «детская» роли и Дэниэл не привнес в нее ничего, кроме милой мордашки. Нет, он тут в последнюю очередь миловидный: это вам Фредди Хаймор и не Элайджа Вуд. Он играет очень сдержанного ребёнка, внутренняя жизнь которого намного интересней внешней. Этот Дэвид Копперфильд быстро учится и осознает окружающую его ужасную реальность . Как ни странно, но его немного сонный взгляд, сдержанный рисунок роли и практически лишённое ярких эмоциональных взрывов поведение станет в какой-то степени визитной карточкой Рэдклиффа.
Возможно, кстати, что именно эта черта роли Дэниэла Рэдклиффа и привлекла как кастинг-директора, так и саму Джоан Роулинг. В кино Гарри Поттер - явный интроверт, особенно поначалу от скрывает свои переживания и рефлексии от других, немного напоминая Фродо Бэггинса из другой крупнейшей кинофраншизы нулевых – «Властелина колец». Только Элайджа Вуд трактует своего персонажа как интеллигентного невротика, остро переживающего все происходящие с ним критические ситуации, тогда как установка Дэниэла Рэдклиффа совсем иная: в самые лучшие моменты его роли он молчалив, сдержан и принимает решения спокойно, лишь на мгновение-два приоткрывая зрителю свой внутренний мир. К сожалению, далеко не всегда режиссёрские установки сочетались с внутренним темпом актёра, и в отдельных сценах Дэниэлу неоднократно приходилось разыгрывать чуждые ему буйные страсти. Хотя, несмотря на это, стоит отметить, что подросток-Поттер получился гораздо глубже Поттера-ребёнка: во многом потому, что с возрастом у Дэниэла Рэдклиффа развилось актёрское самосознание, и он научился работать с выданным им материалом.
Но было кое-что, что повлияло на его карьеру намного сильнее отдельных неудачных сцен в разных фильмах серии. Это амплуа Избранного. Конечно, Гарри Поттер должен быть решительным – и, конечно, в самих книгах ближе к концу саги герой всё чаще и чаще раскрывается как тот, без которого невозможна победа над Тёмным Лордом. И само по себе амплуа избранного - вовсе не означает, что герой должен скакать по прериям с ружьем наперевес, он вполне может быть интровертом как Люк Скайуокер, бёртоновская Алиса, Нео или тот же Фродо Бэггинс Питера Джексона. Но это амплуа оставляет мало пространства для внутреннего раскрытия героев, постоянно помещая их в критические ситуации, так что действие в итоге преобладает над всем остальным. «Избранные» чаще всего становятся символами, закрытыми для зрителей и в основном выполняющими чисто механическую сценарную функцию. Конечно, так происходит не всегда, но с Гарри Поттером случилось именно это.
Поскольку роль так или иначе стала культовой, то Дэниэла так или иначе приглашали на роли со схожими характеристиками. Они не пересекались на уровне заявки (полицейский под прикрытием, помощник изобретателя, выживающий в Южной Америке случайный обыватель), но они ставят перед актером задачи, схожие с теми, что были на съёмках в «Гарри Поттере» - играть особенного человека, избранного для какой-либо важной миссии, которую он берётся выполнять против воли. Это классическое «путешествие героя» Джозефа Кэмпбелла: сторителлинговая структура, утверждающая, что в основе всех историй лежит мономиф. Существует много актёров, способных создавать в рамках этой концепции необычные образы, но она очевидно не подходит взрослому Дэниэлу Рэдклиффу: будучи завязанной на внешнее безостановочное действие, структура эта не предоставляет интересных вариаций в рамках классического трёхактного сценария, тогда как Рэдклифф более всего раскрывается в фильмах с нестандартной сюжетной структурой.