История в лицах
Поговорить с Михаилом Тройником лично — нам в этот раз не удалось: актер был занят в Петербурге, мы общались по телефону. Давно знаю и люблю Мишу, наблюдаю за ним пристально. В последние годы у него много новых интересных ролей — разнообразных и нетипичных. Диапазон (как это принято считать) для артиста — это чуть ли не самое важное. У Миши отлично получается сыграть как простого парня, так и аристократа, офицера царской армии (очень рекомендую поклонникам Михаила спектакль «Последнее лето» в Театре Наций). И нигде он не соврет, и везде он будет на своем месте…
Миша, я знаю, что сейчас ты в Питере. Съемки?
Нет, я в Питере на интенсиве с Московской школой нового кино.
То есть ты учишься?
Вообще, я уже закончил, но тут можно учиться всю жизнь. Педагог у нас — Алексей Викторович Гусев, он проводит восьмидневные интенсивы с ежедневной занятостью. Так что да, можно сказать, что я студент. Женя, я вечный студент. (Смеется.)
А зачем тебе учиться вечно, чего-то не хватает? Это постоянное сомнение в себе, характерное для всех творческих людей, или что?
Для меня это какая-то прикладная штука, я пропустил очень много в обучении из-за съемок и репетиций. Алексей Викторович — педагог скрупулезный, он дает базу киноязыка, теории монтажа. Показывает нам фильмы 20-х, 50-х годов. Я бы никогда о них не узнал без него. Он дает нам базу, как изучать кино, как понимать его. Первое — это, конечно, киноязык, второе — это как формулировать мысли, потому что это тоже большая задача. Раньше я думал, что то, как я думаю и формулирую, воспринимается именно так, как это сложилось в моей голове. Но это же не всегда так. Собственно говоря, Алексей Викторович хорошо обучает тому, как выражать свои мысли: это нужно и в ролях, и на репетициях — где нет возможности делать много ошибок, где надо четко сформулировать если не решение, то хотя бы вопрос, например режиссеру. Многие режиссеры снимают кино интуитивно. Я чувствую какое-то продвижение, когда могу точнее сформулировать предложение для режиссера, когда вокруг чуть заряженная атмосфера, иногда заряженная нервно. (Улыбается.)
Мы недавно встречались с тобой на дорожке ММКФ. О чем тебя обычно спрашивают репортеры? Многие актрисы жалуются, что вопросы всегда одни и те же — из серии «откуда ваше платье?».
Не догадываешься, о чем меня спрашивают и о ком? (Смеется.) Спрашивают, слава богу, и о чем кино, как отношусь в своему герою или почему это может быть интересно зрителю. И обычно ты же с теплотой относишься к проекту, режиссеру, партнерам, тебе хочется максимально много рассказать в короткий промежуток времени. Алексей Викторович мне в том числе как раз для этого: с одной стороны, не отвечать «на отстаньте», а с другой стороны — так, чтобы это не было, будто ты пытаешься какую-то огромную воронку вместить. Как точно формулировать какую-то одну особенность, которую можно быстро подметить и емко сказать. Это ведь тоже часть профессии — объяснить, про что твое кино. Журналисты имеют право на такие вопросы, но другое дело, что на них нужно отвечать несколько часов.
Один из моих самых «любимых» ответов твоих коллег: «Я всё сказал своей работой, смотрите кино».
По сути, я тоже так часто отвечаю.
Ну Миш, у каждого же свое мнение и впечатление, у каждого свое кино.
А я не вижу в этом ничего плохого, у каждого должно быть свое видение. И у актеров тоже. Иначе зачем ты там нужен вообще? Ты же не робот и не функция какая-то, тебя же для чего-то туда берут, конкретно тебя, с твоими особенностями, с твоими мыслями. Мне кажется, что очень важно иметь свое видение. Другое дело, что нужно понимать, что это часть процесса — твое видение. И оно не должно перекрывать всё остальное, ты не должен говорить за других. Вернусь, опять же, к тому, с чего начал: очень важно уметь формулировать свои мысли, уметь высказывать и доносить их. Не залезать на чужие территории, но при этом четко и ясно доносить свою идею. Я не вижу в этом проблем.
Давай вернемся в Питер, где ты снимался в фильме «В баню». Вот про что это кино, про что ты там рассказываешь?
(Смеется.) Теперь продемонстрируй свои умения, да?
Я прочитала в синопсисе, что герой — вечный «терпила», всю жизнь терпит-терпит, и в какой-то момент Мироздание его за это вознаграждает. А что играл в этом фильме ты? Откуда взял этого «терпилу»? Как мне кажется, ты сам — довольно терпеливый парень.
Это комедия лишь отчасти. Изначально да, фильм задумывался как комедия, но по ходу съемок оказалось, что не всё так однозначно. Посмотрим, как это воспримется зрителем. Там есть ряд сцен, которые, как мне кажется, больше драматичные, чем комичные. Да, мой герой — терпила, мужик, на котором все ездят, даже до абсурда доведено немного. Искал ли я его в себе? Скорее обращался к воспоминаниям, к моему опыту работы на стройках, на заводах. Это больше про простого человека. Тут я не искал внутри себя кого-то, а обращал внимание на этого персонажа, на таких людей. Мне вообще эта тема интересна — такие простые истории, простые люди. Причем не все простые мужики — обязательно терпилы. Он терпила и простой мужик, но это не связано друг с другом. Что я искал в себе для этой роли... Наверное, как он открывает в себе очень странный талант — и это не совсем про терпеть. С виду он такой мужик-мужик, а внутри у него ребенок, который любит созерцать, наслаждаться жизнью... Это кино стало для меня каким-то реальным испытанием, было ощущение, что я прошел принудительную чистку в этих банях.