Ревю | Экология
Заповедник, который учит
«Заповедная смена» — всероссийский образовательный проект, который создала ведущая индустриальная компания EN+ Group. Это эколого-промышленные экспедиции для школьников в заповедники России, которые проходят уже несколько лет в различных регионах от Кавказа до Приморского Края. «Огонек» побывал на Байкале и узнал, как заповедник меняет детей, а дети — заповедник
Далеко внизу под ногами бесконечная тайга. Стальной лентой в ее зеленые кудри вплетается залив Байкала. «Гора, на которой вы стоите, когда-то была морем,— говорит участникам экспедиции Виктор Степаненко, сотрудник отдела экопросвещения Прибайкальского национального парка.— Байкалу 20 млн лет, этим камням еще больше. А наша кедровая тайга бесконечна во времени, пока есть маленькая птичка кедровка».
Виктор Николаевич дует в манок, раздается высокая птичья трель, и через полминуты на ближайший кедр садится пятнистая птичка, потом еще одна. Дети отрываются от телефонов и пораженно молчат. «Кедровка,— продолжает Виктор Николаевич,— прячет кедровые орешки в зоб и уносит их туда, где еще не растут кедры. На болота, на гари, там семена прорастают. Так эти птички и делают кедровую тайгу бесконечной. Там, где растет кедр, всегда больше диких животных — медведей, бурундуков, соболей. Многообразие жизни зависит от птички. Сила природы держится на хрупких и маленьких. Ну таких, как вы сейчас».
Ребята аккуратно записывают все в экспедиционную книгу. В смене «Иркутск: от ГЭС до заповедного Прибайкалья» участвуют школьники из Красноярска, Иркутска, Ангарска, поселка Аксеново-Зиловское. Они разделены на команды, у каждой своя книжка с вопросами. Образовательная экспедиция — не нудные лекции на природе, а приключенческий квест. Ответы нужно искать самим, причем на скорость. Спрашивать взрослых, находить растения, насекомых, птиц, решать головоломки. Команда, которая справится с заданиями лучше всех, получает призы. Подростки с азартом интересуются, например, у главного инженера Иркутской ГЭС: «Какова будет зона затопления Иркутска в случае прорыва ГЭС?» «Теоретически затопит весь город,— смеется он.— Но практически плотина устоит даже в случае прямого ракетного удара». У сотрудников Прибайкальского национального парка школьники допытываются: «Птичка серый сорокопут может съесть птицу своего размера? А почему это у вас на елках цветы?» «Может! — уверенно отвечают сотрудники,— а на елках — это единственная лиана в Сибири — княжик сибирский. Она цветет белыми колокольчиками. Лиана оплетает деревья, и елки у нас в Сибири выглядят цветущими». «Чья это лапа? Чья? — спрашивают дети друг у друга, разглядывая мохнатую когтистую лапку на фотографии.— Соболь? Ты что, ослеп? Это нерпа!»
В 2017 году, который назван Годом экологии, исполняется ровно век первому заповеднику в России. Он был создан на Байкале. Этим летом образовательные экспедиции охватили 11 охраняемых природных территорий, в них участвовали 1000 школьников от 12 до 17 лет. Каждая смена эколого-промышленная. Неделя экспедиции начинается с промышленного объекта — ТЭЦ, гидроэлектростанции, угольного разреза, аэропорта или космодрома — и продолжается походом-квестом в заповеднике. Участникам экспедиций показывают сначала подчиненную человеку природу, а потом охраняемую. Зачем?
— Наша задача объяснить детям, что есть промышленность, которая, хотим мы того или нет, будет развиваться,— рассказывает Игорь Гребенник, методист программы «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».— А есть территории природные, которые являются особо охраняемыми. Нам нужно, чтобы у ребят сформировалось особое мировоззрение. Они должны понимать, что необходима гармония между существующей природой и развивающейся промышленностью. Ясно, что промышленность какой-то вред природе будет наносить. Но задача будущих поколений, чтобы этот вред был сведен до минимума либо его не было вообще. И мы хотим, чтобы, пока они маленькие, у них появилось понимание необходимости сохранения природы. Гармония человека и природы — основной смысл наших экспедиций. Ну и экспедиция так устроена, что ребята учатся добывать знания сами. У них появляется познавательная лихорадка.