В сентябре 1969 года случилось дипломатическое событие, сегодня подзабытое

ОгонёкИстория

В шаге от беды

Как полвека назад четыре часа переговоров в пекинском аэропорту отодвинули мир от опасной черты

Леонид Максименков, историк

Советско-китайские пограничные споры в 1960-е вышли далеко за рамки идеологического противостояния. Фото фотоархив журнала «Огонёк»

В сентябре 1969 года случилось дипломатическое событие, сегодня подзабытое незаслуженно. Речь идет о скоротечных (всего-то четыре часа) переговорах двух премьеров — советского и китайского — в аэропорту Пекина. Они были организованы чрезвычайно и проходили на чрезвычайном фоне — острейшего кризиса в советско-китайских отношениях, дошедшего до вооруженных столкновений на границе. Что привело к опасной черте и как от нее удалось отойти, стоит напомнить теперь — после снятия грифа «секретно» над некоторыми ключевыми документами той поры.

От слов к стрельбе

2 марта 1969 года в 4:10 утра по московскому времени на советско-китайской границе в районе погранпункта Нижне-Михайловск на реке Уссури начался бой. 3 марта председатель КГБ Юрий Андропов доложил политбюро о печальных итогах конфликта: «по предварительным данным, в бою было убито и ранено 50–60 китайцев. С советской стороны убитых — 31, раненых — 13». Речь шла об острове Даманский. По словам Андропова, маленький остров в фарватере Уссури «не населен и не представляет никакого значения для хозяйственных нужд». Последствия случившегося, однако, трудно было переоценить: по прошествии полувека очевидно, что инцидент на Даманском мог стать триггером полномасштабной войны.

Как явствует из документов, конфликт вызревал несколько лет. И дошел до тревожной фазы задолго до стрельбы на Даманском. То, что отношения некогда близких партнеров и «собратьев по революционной борьбе» разладились, стало очевидно летом 1964-го, когда на начавшихся переговорах по спорным пограничным вопросам китайская сторона выдвинула СССР требование признать неравноправным характер почти всех договоров, заключенных в XIX веке между Российской империей и империей Поднебесной. 10 июля Мао Цзэдун в беседе с японскими парламентариями заявил, что «мы еще не представили счета по этому реестру». «Счета», впрочем, были оформлены вскоре: уже через месяц с небольшим к моменту, когда переговоры прервались на «технический перерыв» (22 августа), Китай успел предъявить территориальные претензии СССР в астрономических объемах — на 1 млн 575 тысяч квадратных километров. Обсуждать предметно такие претензии не представлялось возможным: перерыв из технического стал стратегическим, а после смещения Хрущева в октябре 1964-го переговоры уже официально и решительно были прерваны.

«Полезная беседа» в аэропорту КНР в сентябре 1969-го: предсовмина Алексей Косыгин и премьер госсовета Чжоу Эньлай дали понять друг другу, что их страны войны не хотят. Фото Л. Носов / Фотоархив журнала «Огонёк»

Образовавшаяся пауза затянулась на полгода, до февраля 1965-го, когда Пекин посетил новый советский премьер Алексей Косыгин, которого сопровождал в ту пору секретарь ЦК и завотделом ЦК (по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран) Юрий Андропов. Разговор получился, мягко говоря, непростым: во время двухчасовой беседы с Косыгиным 11 февраля Мао вслух недоумевал, можно ли о чем-то серьезном разговаривать с руководством страны, которая так расправляется со своим лидером. Вот фрагмент из никогда не публиковавшейся в России стенограммы той памятной встречи.

«Мао Цзэдун: А я нападаю на XX и ХХII съезды. Я не согласен с линией этих съездов, с тем, что Сталин оказался уж так плох, что был какой-то там культ личности. А теперь вы говорите, что Хрущев создал свой культ личности. Трудно разобраться, что у вас там происходит. Вы говорили, что Хрущев хороший человек, но, если он был хороший человек, тогда почему вы его сняли. Вот мы у себя его портретов не снимаем, книги его у нас продаются, к сожалению, на них нет широкого спроса. Портретов Сталина никогда не снимали, так что мы поддерживаем культ личности. Как себя чувствует Хрущев?

Косыгин: Такие вопросы лучше адресовать ему.

Мао Цзэдун: Ну что ж. Я согласен. Я направляю ему приглашение через Вас. Пусть он к нам приедет, я с ним вступлю в полемику.

Косыгин: Это, конечно, ваше дело, с кем вступать в полемику. Хрущев у нас партии и правительства не представляет. Что касается вопроса о том, почему мы его освободили, то об этом мы подробно информировали товарища Чжоу Эньлая во время его пребывания в Москве.

Мао Цзэдун: Но прежде он представлял. Ведь Хрущев сделал так много хорошего. Это был великий руководитель, он внес большой вклад в марксизм-ленинизм. Кажется, так говорилось на ваших съездах?

Косыгин: Вы помните, что начали эту беседу с того, что сказали, что историю не определяют субъективные факторы».

Тональность и содержание цитат звучат сенсационно (эти заявления имели гриф «совершенно секретно») и позволяют составить представление о «градусе отношений». Неудивительно, что Москва в сложившихся условиях прекратила пограничные переговоры — говорить было не о чем. «Прерванный формат», однако, не снял возникшего напряжения, после начала в Китае «великой пролетарской культурной революции» постоянные стычки и конфликты на «границе дружбы» становились все новыми и новыми строчками в бесконечном списке. По законам диалектического материализма количество должно было перейти в качество — это в итоге и случилось весной 1969-го.

Закрытые письма и открытый нарыв

На первом после Даманского инцидента заседании политбюро (6 марта 1969 года) была атмосфера растерянности и даже шока. Это видно из сухих строчек подлинников протоколов и материалов к ним, рассекреченных в последнее десятилетие Межведомственной комиссией по охране гостайны и ставших достоянием историков. Но во внешний контур эти настроения не ушли: случившемуся Кремль присвоил формулировку «провокации китайских властей на советско-китайской границе» и акцентировал «пропагандистский ответ». Вот выписка из того протокола: «Считать целесообразным опубликовать в газете „Правда“ статью „Провокационная вылазка пекинских властей“ с учетом замечаний, высказанных на заседании Политбюро ЦК. Главному политическому управлению Советской Армии и Военно-морского флота организовать публикацию материалов о китайской провокации на страницах газеты „Красная Звезда“». Еще утвердили текст информации о Даманском, с которым решили ознакомить «коммунистов и использовать ее в разъяснительной работе среди трудящихся». Над текстом трудился проверенный редактор — Юрий Андропов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За что снимали первого За что снимали первого

Леонид Млечин — о свержении по-советски

Огонёк
Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний

Кипр и Люксембург возглавили рейтинг лучших стран для российского бизнеса

Forbes
Гипотеза Лавлока: что, если Земля – живой организм? Гипотеза Лавлока: что, если Земля – живой организм?

Гипотеза Геи, предлагающая нам взглянуть на Землю как на живой организм

Naked Science
Продюсер года: Александр Роднянский Продюсер года: Александр Роднянский

Александр Роднянский теперь он все чаще продюсирует начинающих режиссеров

GQ
Разделенные питанием Разделенные питанием

Среди диетологов переполох

Огонёк
Почему у нас проблемы с туалетом в путешествии и что с этим делать (да, ты такой не один) Почему у нас проблемы с туалетом в путешествии и что с этим делать (да, ты такой не один)

Проблема с невозможностью сходить в туалет в дороге более массовая, чем кажется

Playboy
Культурный спецназ Культурный спецназ

В Нагорном Карабахе Россия продолжает миссию охраны исторического наследия

Огонёк
13 главных женщин российского частного бизнеса 13 главных женщин российского частного бизнеса

Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами

Forbes
Святой Людовик и Бани Святой Людовик и Бани

На портрете адмирала графа Гейдена изображен совершенно другой человек

Дилетант
Как перестать переплачивать за одежду —  правила выгодного шопинга от стилиста Как перестать переплачивать за одежду —  правила выгодного шопинга от стилиста

Правила успешного гардероба от стилиста Анастасии Ченцовой

Cosmopolitan
Одержимый царь Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

Дилетант
Свой монастырь Свой монастырь

История возникновения отшельничества

Вокруг света
Дмитрий Пчела: Катина любовь Дмитрий Пчела: Катина любовь

Долго носил длинные волосы, думая, что в таком образе кинокарьера пойдет в гору

Караван историй
Как одеваются француженки, итальянки и другие модницы из разных стран мира Как одеваются француженки, итальянки и другие модницы из разных стран мира

Как любят наряжаться француженки и что никогда не наденут итальянки

Cosmopolitan
Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Треть дохода «Формуле-1» дают взносы за право проведения Гран-при

Forbes
Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы

Как подстроиться под новые запросы потребителей и заработать на ночном ресторане

СНОБ
Жених принцессы Беатрис бросил из-за нее гражданскую жену с ребенком Жених принцессы Беатрис бросил из-за нее гражданскую жену с ребенком

31-летняя внучка британской королевы готовится выйти замуж

Cosmopolitan
Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов

Знаешь ли ты, что в некоторых домах из «ужастиков» и правда водятся призраки

Cosmopolitan
Прекрасная халатность Прекрасная халатность

Александр Клячин выставляет коллекцию среднеазиатских халатов из иката

Tatler
Как убрать лёд с лобового стекла Как убрать лёд с лобового стекла

Для владельца авто зима означает только одно — замёрзшие стёкла

Популярная механика
Скоростной спуск на коньках: что это Скоростной спуск на коньках: что это

В мире существует еще один экстремальный вид спорта, который мы пропустили

Maxim
9 выставок, которые стоит посетить в октябре 9 выставок, которые стоит посетить в октябре

Почему в музеях стало так много текстиля

GQ
Где купить кожаный бомбер, японские и английские капсулы и фарфор Где купить кожаный бомбер, японские и английские капсулы и фарфор

Новинки для ценителей люкса

РБК
Курить, есть, пить и спать: зачем поколению Y нужен офис Курить, есть, пить и спать: зачем поколению Y нужен офис

Как выглядит идеальное рабочее пространство для молодого поколения

Forbes
Вице-президент adidas Russia — о футболе, переезде в Москву и экотрендах Вице-президент adidas Russia — о футболе, переезде в Москву и экотрендах

Рейчел Ховард в компании adidas вот уже 17 лет

РБК
5 способов есть сладкое без угрызений совести 5 способов есть сладкое без угрызений совести

Как изменить свое отношение к сахару

Psychologies
Личное дело Личное дело

Читательницы делятся историями о том, как искали и нашли эффективные процедуры

Vogue
Комета по имени Алла... Комета по имени Алла...

Мои соболезнования близким и многочисленным друзьям этой необыкновенной женщины

StarHit
Ты что, самый умный? Ты что, самый умный?

Искусственный интеллект не имеет к человеческим мозгам никакого отношения

Cosmopolitan
Разговаривая с незнакомцами, мы становимся счастливее Разговаривая с незнакомцами, мы становимся счастливее

Общение даже со случайными попутчиками делает нас чуточку счастливее

Psychologies
Открыть в приложении