В поисках утраченного автора
К 115-летию Михаила Шолохова (оно отмечалось в конце мая) отечественные исследователи подтвердили: «Донские рассказы» и роман-эпопею «Тихий дон» написал один человек. О том, можно ли ставить точку в споре о происхождении одного из лучших романов о гражданской войне, а также о том, каким образом исследователи с математической точностью распознают автора через его произведение, «Огоньку» рассказал доцент школы лингвистики ВШЭ Борис Орехов.
Проблема определения авторства остается одной из наиболее актуальных для исследователей и увлекательных — для непосвященной публики. В доцифровую эпоху исход споров по «шекспировскому вопросу», о правах Корнеля на лучшие пьесы Мольера или о том же авторстве Шолохова определял сопоставительный анализ черновиков, писем и других документальных свидетельств, а также талант и авторитет самого исследователя. Для современных же лингвистов, филологов и историков определение авторства уже давно превратилось из детектива с несколькими подозреваемыми и поиском улик среди архивных материалов в математически выверенное уравнение. Ведь если принять неповторимый стиль автора за набор исчисляемых параметров, то и личность писателя выявляется в тексте при помощи математической формулы.
Одной из наиболее проверенных методик в этой области сегодня считается Delta — изобретение специалиста по компьютерной лингвистике Джона Бёрроуза (Университет Ньюкасла, Австралия). Эта компьютерная программа позволяет выявить личность автора, замеряя наиболее частотные слова в текстах, иногда даже не схожих по теме, и тем самым распознавая в стиле неповторимый рисунок, свойственный тому или иному писателю. После 20 лет применения на Западе (азиатские языки — предмет отдельного разговора) к Delta обратились и отечественные исследователи.
Delta бессознательного
Когда в 2013 году несколько британских издательств получили для ознакомления рукопись под названием «Зов кукушки» от некоего Роберта Гэлбрейта, бывшего члена отдела спецрасследований Королевской военной полиции, на нее мало кто обратил внимание. Через некоторое время в романе, уже опубликованном и оцененном большинством критиков как слишком «тихий» для успешного детектива, разглядели приметы очень легко узнаваемой саги о Гарри Поттере. Ясность в спор между издателями, медиа и читателями внес лингвист Питер Милликан. При помощи метода Бёрроуза он сопоставил текст, без всяких сомнений принадлежащий Роулинг, с детективом, авторство которого на тот момент было под вопросом,— программа безошибочно распознала перо создательницы Гарри Поттера, несмотря на псевдоним автора с военным прошлым. Через некоторое время свое авторство признала и сама Роулинг, издатели назвали этот литературный обман виртуозным, а количественным методом атрибуции заинтересовалась широкая публика. Тема, можно сказать, стала модной.