В погоне за прошлым
Чем оборачиваются попытки реанимировать советские мультики
На видеоплатформе Start недавно состоялась премьера новой серии о приключениях Чебурашки и Крокодила Гены. В этом году также обещают премьеру нового «Ну, погоди!». Почему герои советских мультфильмов, перенесенные в наши дни, превращаются в анекдот или памятник прошлому?
Премьера новогодней короткометражки о новых приключениях Чебурашки и Крокодила Гены «Секрет праздника» состоялась 31 декабря 2020 года на видеоплатформе Start — спустя 37 лет после выхода последней из известных советских серий (1983). Картина длится шесть минут, песню для нее написал композитор Леонид Агутин. Чебурашку озвучила Анжелика Варум, а Крокодила Гену — Леонид Ярмольник. Чебурашка теперь живет в старинном особняке в центре (скорее даже Петербурга, чем Москвы) — а как еще иначе теперь назвать этот домик?.. Видна новая плитка на улицах — стало быть, время наше; но припаркованных машин на тротуаре почти нет — это, извините, в каком веке происходит? Вернемся в комнату героев: паркет — советский, мебель — советская, шахматы — советские, холодильник «Север» и какой-то архаичный велосипед в коридоре.
Режиссер Дарина Шмидт не скрывает, что так было задумано специально: «Мы старались создать уютную картинку. У нас была задача сделать вневременной мультфильм, приблизить его по атмосфере к оригиналу. Там не висит плазменная панель, нет мобильных телефонов. Это все тот же уютный мирок, немножко закрытый, камерный». Лояльное издание комментирует премьеру: «В целом мультик совсем не отменяет, не перечеркивает каноническую советскую версию. Памятников "Союзмультфильм" не разрушал… Цветокоррекция — в приглушенных тонах, неспешный фирменный темп и теплые, добрые интонации возвращают в то самое время, когда деревья были большими». Заметим, что «уютный» и «вневременной» означает советский. Итак, критерием успешности фильма считается его неотличимость от оригинала, умение авторов именно «не испортить памятник». Но как сопереживать произведению, главной задачей которого является подношение прошлому? Это сразу лишает фильм жизненной энергии.
Впрочем, не будем придираться. Конфликт в шестиминутном мультфильме как раз вполне гуманистический и современный. Собственно, главной героиней фильма является Шапокляк, а не Чебурашка с Геной. Непонятно — было ли так задумано или получилось случайно; но, возможно, когда вы делаете подношение прошлому, главным невольно оказывается самый пожилой герой? Шапокляк — бывшая актриса больших и малых театров, о чем говорят старые афиши в ее квартирке. Мы вдруг прозреваем, что свои пакости она делает не по злобе, а потому, что одинока и ей негде реализовать свой артистизм. Гена и Чебурашка способны понять это — в итоге они, несмотря на очередные каверзы героини, приходят поздравить Шапокляк с Новым годом. И поют в конце песню о том, что «все порой меняется» и лишь человечность и добро остаются с нами. Посыл фильма гуманный — «вспомните о пожилых, умейте прощать»; но стилистическая убедительность — примерно на уровне сюжета песни Татьяны Овсиенко.
Бесконфликтность — бич советского кино — особенно бросается в глаза; даже советские мультфильмы были критичнее. Кстати, на «Союзмультфильме» сейчас еще снимают полнометражный фильм про Чебурашку — в партнерстве с Yellow, Black and White, телеканалами «Россия-1» и СТС. Бюджет картины превысит 600 млн рублей. Фильм будет сделан на основе компьютерной графики. Релиз должен состояться в 2022 году.
Итак, один вариант реанимации советского мультипликационного наследия выглядит так. Это памятник с «бережным отношением к прошлому», а потому — с отсутствующей динамкой и развитием. Но есть и другие примеры. Продолжение советского мультсериала «Простоквашино» существует уже несколько лет (с 2018 года), второй сезон идет с мая 2020-го. Каждая серия «Простоквашино» длится теперь не больше 10 минут, транслируется на телеканалах «Карусель», «Мульт», «Мульт и музыка» и «Пятый канал». Тут авторы поступили совершенно иначе, чем в «Чебурашке». Старые герои буквально въехали со всеми пожитками в новую жизнь. Кот Матроскин стал индивидуальным предпринимателем, фермером, продает молоко. Пес ему помогает — хотя и называет изредка Матроскина «хипстер амбарный». Отец мальчика из «Простоквашино» когда-то был носителем прогрессивных идей; теперь он высмеивает, например, «женский навигатор» жены (который завез в дебри) и предлагает пользоваться в следующий раз навигатором с мужским голосом. Без шовинизма — бытового, как мы видим — никуда, если хочешь зрительского одобрения. Почтальон Печкин теперь похож на охранника, а не на почтальона.
В сущности, в сериале «ничего не происходит» — в глубинном смысле; сюжет каждой серии можно назвать «упражнением с гаджетами» — нон-стоп происходит знакомство героев Простоквашино с каким-нибудь очередным техническим приспособлением. При этом авторы дают понять, что относятся с легким скептицизмом к достижениям цивилизации. И в этом как раз нет «неправды»: родители нынешних юных зрителей в большинстве — бывшие советские люди, и к переменам они относятся примерно так же. Вместо «блоги» Пес слышит «блохи» — шутки на уровне скетчей Евгения Петросяна. Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева утверждает, что сериал очень популярен у самых маленьких.