У себя на подряде
Изменения в системе госзакупок не избавят ее от основных пороков и недостатков
«Огонек» продолжает тему эффективности госрасходов (№ 2 за 2018 год, «Изъяны эффективности») — журнал получил возможность ознакомиться с результатами проверки Счетной палатой госзакупок органами власти и госучреждениями за последние 2,5 года.
2018-й можно было бы с полным правом назвать годом больших перемен в сфере госзакупок. Подписанные Владимиром Путиным накануне новогодних праздников изменения в два главных «госзакупочных» закона (ФЗ-44 и ФЗ223) должны привести к тому, что к концу года все заказы такого рода будут размещаться только на электронных площадках. При этом ожидается, что этот рынок еще подрастет: в 2017-м он вышел на рекордную отметку в 7,11 трлн рублей (это на 700 млрд больше, чем годом ранее). Но вместе с оборотами выросло и число злоупотреблений. Какие-то из них ощутимо сказываются на жизни россиян, как это было в случае с массовым отравлением в люберецкой кадетской школе. Там контракт на организацию питания для школьников выиграла одна компания, а фактически оказывала услуги другая. Но чаще огрехи системы госзакупок не столь очевидны, хотя все равно отражаются, пусть и опосредованно, на кошельках обывателей.
Поделиться полномочиями
В законе о госзакупках есть пробел. Речь идет, конечно, о знаменитом ФЗ-44, регулирующем систему контрактов для покрытия государственных и муниципальных нужд. За 5 лет его существования в него было внесено порядка 46 различных изменений, но ни одно из них не касалось условий привлечения сторонних организаций для выполнения полномочий органов госвласти.
Поясним: у каждого госведомства есть набор функций. Казалось бы, что плохого в том, что, не будучи в силах выполнить всю необходимую работу самостоятельно, то или иное ведомство «подряжает» на это какую-то стороннюю компанию через систему госзакупок? Де-юре криминала нет — закон не запрещает. Но де-факто растет как минимум риск двойной оплаты: из бюджета выделяются средства на содержание аппарата госучреждения, ответственного за реализацию функций этого ведомства, а также на проведение услуг или работ по этому же самому направлению некоей компанией, получившей госзаказ.
Еще в феврале 2016 года Владимир Путин предложил ввести запрет на осуществление госзакупок такого рода, но этого так и не произошло. Между тем Счетная палата только за последние 2,5 года выявила 1542 случая, когда выполнение госзаказа можно отнести к полномочиям органов власти. То есть на аутсорсинг отдавались те самые функции, за которые ведомство получает бюджетное финансирование. В лидерах по части «передачи полномочий» — Минэнерго (почти 2 млрд рублей) и Минпромторг (2,9 млрд). Минэнерго, например, подрядило «дочку» «Газпрома» на разработку справочника о наилучших технологиях в сфере экологии. Самое занятное в том, что получившая этот госзаказ компания отличилась как раз тем, что годом ранее выплатила в бюджеты разных уровней штрафов на 800 млн рублей как раз за негативное воздействие на окружающую среду. А Минпромторг разместил заказ на выполнение услуг, которые обязан был оказывать департамент министерства, в котором числятся 120 сотрудников. И таких госзаказов, де-факто содержащих передачу полномочий ведомств, аудиторами СП было обнаружено на 8,6 млрд рублей. Много это или мало?
На фоне триллионного оборота в сфере госзакупок (для госкорпораций и естественных монополий эта цифра почти достигла отметки в 30 трлн рублей по итогам 2017 года) — немного, но если сравнить с недавно выделенными правительством 7,2 млрд рублей на повышение зарплат учителям, то немало...
А ведь полномочия могут передаваться не только сторонним организациям, но и подведомственным учреждениям — через госзаказ. Таких «поручений» органы госвласти раздали на более чем 5,7 млрд рублей. И явно вошли во вкус: дошло до того, что Роспатент, например, в рамках госзадания фактически передал своему подведомственному учреждению — Федеральному институту промышленной собственности (ФИПС) — выполнение своих функций по оказанию практически всех госуслуг. А подведомственные Минтрансу учреждения выступали посредниками в расходовании бюджетных средств в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2016–2017 годах, получая за свое участие доход в размере 36,5 млн рублей. При этом ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранспорта России», обязанный контролировать выполнение Транспортной стратегии, ежегодно получал за это субсидию в 40–50 млн рублей, но при этом