Трава незабвения
Как маленькое село в Тульской области сделало своим брендом крапиву — и не прогадало
Угощают гостей в Крапивне чаем из крапивы. И варенье подают крапивно-клубничное. «Берите хлеб,— предлагает Ольга Венёвцева, заведующая краеведческим музеем.— Он с крапивой». Зеленую огонь-траву, жгучку, пустопорожницу, жалюгу здесь добавляют чуть ли не во все кушанья: в десерты, салаты, супы, соусы, начинку для пельменей. Крапива жареная, запеченная, квашеная, четыре вида щей из крапивы... То ли всегда такие кулинарные пристрастия тут были, то ли 18 лет назад начали их вспоминать ради Фестиваля крапивы, да так и привыкли. «Отвариваете три минуты полкило крапивы и через сито ее протираете. Туда же 300 грамм муки, три яйца, стакан сливок, стакан сахара — вот вам и тесто для самых полезных наших оладьев».
Не зря это растение так любили на Руси — оно действительно очень богато витаминами, по содержанию ценных аминокислот может конкурировать с мясом, а витамина С в крапиве в 4 раза больше, чем в заморских апельсинах и лимонах. Сколько жизней спасла крапива в неурожайные годы! Еще в «Домострое» объяснялось: «А подле тына, около всего огороду, где крапива ростет, тут борщу насеяти; и с весны его варити щи и разведеной борщ делати».
А вот почему у этого населенного пункта появилось такое название — никто точно не знает. Историки сошлись на том, что из-за густых порослей крапивы на разоренных татарами поселениях. Но со времен своего основания Крапивна и помимо татар много чего пережила. В XVI веке Крапивну разрушил крымский хан. В XVII веке ей из-за крестьянских волнений досталось. В 1606 году Лжедмитрий II взял город штурмом, в 1607-м войска Василия Шуйского очищали окрестности от отрядов повстанческой армии, в 1613-м Крапивна была сожжена казаками атамана Заруцкого... И так далее. Жгучей траве, символу запустения, было где расти — сжигали, грабили, разрушали и оставляли дома тут регулярно. Да и сейчас заброшенных участков хватает.
Зато герб почти неизменен. Как утвердила императрица Екатерина II его вместе с другими гербами городов Тульского наместничества — «Въ золотомъ поле положенныя звездою 6 крапивныхъ ветвей по имени сего города»,— таким он и остается, украшенный стеблями самой русской травы с непростым характером.
Жить вместе
Сейчас в Крапивне всего-то около тысячи жителей. Но у музея — более 3 тысяч посещений в год, а на традиционный Международный фестиваль крапивы каждое лето приезжают около 7 тысяч гостей. И не только музыка и крапивные бои граждан привлекают. Тут есть что посмотреть — статус исторического поселения просто так не дают. Индустриализация не затронула этот бывший уездный город в XX веке, железная дорога и крупные шоссе прошли в стороне, поэтому он и сохранился: церкви, двухэтажные каменные купеческие дома, здания уездного училища, полицейского управления, больницы, почты. Даже бывшая гостиница с громким названием «Лондон», в которой когда-то останавливался Лев Толстой, стоит себе как ни в чем не бывало. Писатель был мировым посредником в Крапивенском уезде, к которому в то время относилась Ясная Поляна, так что бывал он здесь по общественным делам. В поисках истины Толстой ходил из Ясной Поляны в Оптину Пустынь и тоже останавливался в Крапивне. Летом 1881 года во время очередного такого паломничества он отметил в дневнике: «2-й час после полудни. Крапивна. Дошел хуже, чем я ожидал. Натер мозоли, но спал и здоровьем чувствую лучше, чем ожидал. Здесь купил чуни пенечные, и в них пойдется легче».
И все же в честь земской деятельности Толстого в Крапивне решили создать Музей земства — первый в России. Осенью открывают. «Это во многом благодаря труду Ольги мы гранты получаем на реставрации, музеи и благоустройство,— объясняют местные.— Тянет она Крапивну. И нас». Может, поэтому инициативную Ольгу Венёвцеву в августе и внесли в лонг-лист премии «Жить вместе», учрежденной культурно-просветительским фондом «Преображение». Один из инициаторов премии, главный редактор медиапроекта s-t-o-l.com Андрей Васенёв объясняет нам, что это первая постпандемийная премия, которая родилась снизу: «Премиальный фонд мы буквально с миру по нитке собирали. Просто было большое желание одних небогатых людей помочь другим небогатым, делающим важное дело людям. Добрых, честных, совестливых россиян вокруг много, но между ними какая-то холодная вселенная — и нам хотелось их найти и собрать. Так же, как они собирают людей вокруг себя. И Ольга, безусловно, такая. Когда мы увидели, что в населенном пункте, где живет тысяча жителей, есть фестиваль, паблики которого насчитывают много тысяч пользователей, мы поняли, что это феномен, нечто необычное. Крапивне очень повезло, что у нее есть такой человек. У многих сел в России таких людей нет, и они просто погибают либо превращаются в дачные места, которые большую часть года безжизненны.