Единство смартфона и содержания
Четыре сериала в России были созданы и вышли в прокат за время самоизоляции: экспериментальный формат скринлайф стал спасением для русского кинематографа во время карантина. Как это повлияет на развитие киноиндустрии в дальнейшем?
Количество фильмов, снятых на смартфон, сегодня уже невозможно подсчитать, но на первых порах это воспринималось лишь как «подспорье» для молодых режиссеров, у которых нет денег на полноценные съемки, или как модная игрушка. Впрочем, вскоре и маститые режиссеры стали отказываться от громоздкого оборудования и переходить на мобильный формат. Оскароносный Стивен Содерберг снял хоррор «Не в себе» (2018) и «Птицу высокого полета» (2019) на айфон, а затем и 80-летний Клод Лелуш, автор культового «Мужчина и женщина», создал фильм «Лучшие годы жизни» (2019) с помощью мобильных технологий. Скринлайф-формат (кино, все действие которого разворачивается на экране компьютера) является как бы вторым этапом синтеза кино и цифровых технологий. Опять же, доподлинно неизвестно, кто в истории кинематографа первым снял видео в скринлайф-формате. Однако первым, кто отнесся к формату всерьез и вывел его на большой экран, стал российский продюсер Тимур Бекмамбетов. Спродюсированный им скринлайф-хоррор «Убрать из друзей» (режиссер Лео Габриадзе) вышел в международный прокат в 2015 году и принес создателям 62 млн долларов при затраченном миллионе. В течение всего фильма на экран транслируется изображение скайп-конференции нескольких друзей и таинственного убийцы, задающего каверзные вопросы и убивающего собеседников онлайн. И хотя после первого удачного эксперимента Бекмамбетов выпустил еще несколько скринлайф-фильмов, новый киноязык до последнего времени, опять же, воспринимали не всерьез, а лишь как забавный эксперимент с формой. Все изменилось, когда наступил карантин.
Изоляция, как теперь всем известно, сильно ударила по индустрии развлечений: во время карантина театры и кинотеатры во всех странах закрылись первыми. Съемки новых проектов, репетиции спектаклей остановились, выход анонсированных фильмов и постановок перенесли минимум на год. Оказавшиеся взаперти режиссеры и актеры вынуждены были задуматься над тем, как снимать кино без профессиональной съемочной группы, операторов и камер. И тут изобретение Бекмамбетова оказалось главным подспорьем, полностью соответствующим задачам кинопроизводства во время карантина.
…В апреле 2020-го, на втором месяце самоизоляции, несколько российских интернет-платформ, соревнуясь друг с другом, выпустили собственные скринлайф-сериалы. Совершенно новая форма подачи видеоконтента, как выяснилось, воспринимается зрителями без малейшего напряжения; она, возможно, даже более привычна глазу современного потребителя и не требует дополнительных пояснений. Ведь именно такую картинку — виртуальную конференцию — многие из работающих удаленно и видят сегодня с утра до вечера на своих мобильных и компьютерных экранах.
Производство таких сериалов не требует присутствия съемочных групп и личного контакта: актеры сами настраивают свет и осуществляют съемку на свои мобильные камеры, режиссер руководит удаленно. Обычно актеры снимаются у себя дома, в собственной одежде.
В тот момент, когда очередная серия скринлайф-сериала выходит в эфир, актеры и режиссер уже снимают следующую: в интернет-реальности динамичность, актуальность и скорость производства важнее, чем стратегическое планирование и финансовые риски. На примере четырех премьерных российских сериалов, снятых в модном формате, рассмотрим, насколько эта модель оправдывает себя.