Последние китайские предупреждения: можно ли использовать опыт КНР для выхода из кризиса в торговле?
Ретейл в Китае возвращается к жизни после карантинных ограничений, — оптимистично настроены и покупатели, и бизнес. Особенно эффектную динамику демонстрирует онлайн-сектор. Однако ретейлерам из других стран следует рассматривать пример КНР с осторожностью, считает операционный директор приложения «Кошелёк» Филипп Шубин
В марте китайским властям удалось одержать верх над эпидемией коронавируса, и ретейл начал постепенно возвращаться к жизни. Уже в середине марта более 5000 ритейлеров, опрошенных Nielsen China, смотрели в будущее с оптимизмом и ждали, что уставшие от самоизоляции горожане захотят порадовать себя покупками. Экономисты называют это поведение revenge spending, или траты из чувства мести — за время, проведенное в четырех стенах. В первые дни после снятия карантина во многих городах очереди выстроились не только перед бутиками, но и у дверей маленьких кафе-пекарен. Главным ньюсмейкером уикенда 10-11 апреля стал бутик Hermes в Гуанчжоу, заработавший $2,7 млн в первый же день после открытия.
Онлайн как источник роста
Для ретейлеров, занятых товарами первой необходимости, период карантина был похож на затяжную черную пятницу с непрерывным потоком покупателей, которые сметали с полок товары длительного пользования: консервы, санитайзеры и туалетную бумагу. Остальным пришлось намного тяжелее: необязательные покупки отошли на второй план, а закрытие торговых центров, магазинов и ресторанов фактически привело к остановке бизнеса.
Сейчас можно уверенно сказать, что с наименьшими потерями из кризиса вышли те, кто сделал ставку на цифровые каналы и дистанционные услуги. Наибольший рост показали инструменты для дистанционного обучения и удаленной работы, доставка из магазинов и ресторанов, онлайн-игры и wellness-приложения. Что еще важнее, для многих опрошенных McKinsey & Company карантин стал поводом впервые ими воспользоваться. Число новых клиентов по всему спектру онлайн-услуг выросло по меньшей мере на четверть, в образовании,