План по талантам
В Отечестве появилось новое административное увлечение: поиск талантов. Учителя, школы, руководители органов просвещения и даже главы субъектов федерации теперь лично отчитываются по количеству выявленных в регионе одаренных детей. Их учат в так называемых губернаторских школах, на особых условиях, с повышенным финансированием и нередко… в ущерб остальным школам. «Огонек» разбирался, откуда и почему пошла эта мода.
Разговоры о «губернаторских» школах ходят уже давно, писал об этом и «Огонек» (см. «По семье и школа» в № 49 за 2016 год). Множились слухи о том, что такие школы находятся на особом положении, им выделяют дополнительное финансирование в виде грантов от губернатора. Но все равно как-то не очень верилось, что в регионах могут нарушить принцип равного подушевого финансирования школ. Оказалось — это не только возможно, но и весьма распространено. Вот что рассказал «Огоньку» директор одной московской школы, побывавший в нескольких регионах страны.
«В рамках программы сотрудничества московской системы образования с другими субъектами РФ мне и некоторым моим коллегам приходится бывать в разных регионах страны,— рассказывает этот директор.— Нам там показывают школы. Конечно, выбирают лучшие. И вот что мы там увидели.
Сейчас в России начинается перевод школ из муниципального управления в региональное. Понятно, что все школы сразу перевести невозможно. Поэтому выбираются лучшие, точнее, занимающие верхние строчки в региональных рейтингах. В эти школы, их называют „губернаторскими“, стягиваются ресурсы региона, им поставляют самое новое оборудование, там работают лучшие учителя города — в условиях, лучших, чем в других школах. Разумеется, и отбор учеников в такие школы особый, и дети там действительно показывают высокие результаты. Не мудрено: все живущие в окрестностях более или менее состоятельные родители мечтают отдать ребенка именно в такую школу…
И все было бы замечательно с такими передовыми институциями, если бы не существенное „но“: „губернаторские“ школы живут на увеличенном в несколько раз финансировании. Обучение одного ученика в год там стоит 240 тысяч рублей — эту цифру мне называли в школе, где я сам побывал. Это гораздо больше, чем в Москве, а ведь коллеги рассказывали, что встречали и большие суммы. Такие ресурсы недоступны обычным муниципальным школам. Для них норматив финансирования — 40 тысяч в год на ученика. Но нас туда не водят, потому что нечего там показывать… Дальше понятно: таланты из „губернаторских“ школ, успешно сдав ЕГЭ, куда-нибудь уедут учиться — или в Москву, или за границу. За них можно только радоваться: эти дети получат хорошее образование. Но проблема в том, что их сверстники в обычных школах его не получают».
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, подтверждает: «Регионы через субвенции муниципалитетам финансируют только учебные материалы и зарплату учителей (при нормативе в 40 тысяч рублей на ученика в большинстве регионов зарплата учителей будет около 20 тысяч рублей). Расходы на содержание имущества и ЖКХ тоже переданы муниципалитетам, нащение нет. Вот и появляется административный рычаг: сверхвысокое финансирование „губернаторских“ школ, которое стало распространенной практикой. При этом надо иметь в виду: если бы речь шла о предусмотренных законом надбавках за более сложные программы в лицеях или гимназиях, разница не была бы такой вопиющей. Но дело в том, что „губернаторские“ школы за счет бюджета региона могут себе позволить дорогостоящий имущественный комплекс с современным оборудованием, спортивными и концертными залами, как в лучших частных школах, дотируются и зарплаты учителям. А дальше возникает вопрос политики: готовы ли регионы обеспечить доступность качественного образования для всех детей или будут поддерживать талантливых в ущерб всем остальным».
«Посредством проведения»
17 июля 2019 года вышло постановление правительства РФ «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации». Этих показателей прописано пятнадцать. Четырнадцатый показатель — «уровень образования». Вроде бы хорошее задумали дело: повысить ответственность губернаторов за качество обучения детей в школах и внешкольных учреждениях.
Дьявол, однако, как всегда в деталях. А они прописаны в другом правительственном документе — в «Методике расчета показателя „уровень образования“ за отчетный период». Как производится этот расчет — особый сюжет, достойный детального описания.
Итак, берутся три показателя. Первый — «доля населения в возрасте 15–19 лет, охваченного образованием, в общей численности населения» (цифра определяется по данным Минпроса и Госкомстата). Казалось бы, простой параметр. Однако для победных реляций малопригоден: именно в этом возрасте больше всего подростков, которые не учатся и не работают («Огонек» писал об этом в № 11, 2018 г.), и решить эту проблему очень сложно.
Второй показатель — «доля рабочей силы, имеющей профессиональное образование» (определяется опять же Минпросом и Госкомстатом). Для отчетности показатель также неудобный, проблемный: за последнее время в стране резко вырос спрос семей на среднее профессиональное образование, но колледжей и преподавателей в них не хватает, в этом году были не заняты 100 тысяч вакансий, в том числе 70 тысяч — мастеров производственного обучения (об этом «Огонек» рассказывал в № 15 этого года), и пока никто не знает, как это «лечить». Зато с третьим показателем можно, что называется, работать всем заинтересованным лицам. Это: «удельный вес численности обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня».