В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пикассо&Хохлова»

ОгонёкКультура

Отразиться в Пикассо

Выставка «Пикассо&Хохлова» открывается в ГМИИ им. А.С. Пушкина на этой неделе. «Огонек» узнал, какого Пикассо только предстоит открыть москвичам и какие полотна из французского и испанского собраний пронзительнее всего рассказывают историю непростых отношений великого художника с его единственной русской музой

Анна Сабова

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на террасе отеля «Минерва». Рим, 1917 год. Фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018. Архив Ольги Руис-Пикассо / Succession Picasso 2018

Стены зала кое-где обтянуты холстом так, что кажется, будто сами полотна на этом фоне складываются в цельную мозаику, каждый фрагмент которой перекликается с остальной экспозицией. Недаром в 1920– 1930-е годы так было принято оформлять лучшие выставки Парижа. А в соседнем зале ни намека на столичный бомонд — деревянные панели на стенах и другие детали домашнего интерьера говорят только о парижском уюте апартаментов в доме № 23 на улице Ла Боэси, где жила чета Пикассо. Так выставка «Пикассо&Хохлова» воссоздаст в главном здании Пушкинского музея те декорации, в которых прошла парижская жизнь Пикассо с 1917 года до середины 1930-х.

Облик Белого зала, колоннады по обеим сторонам от главной лестницы, залов напротив, словом — главной выставочной оси музея, изменится неспроста — не так-то просто вписать в выставочное пространство, населенное античными статуями и копиями шедевров эпохи Возрождения, работы художника, который без ложной скромности признавался: «В детстве я рисовал как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисуют дети». Выставка не пытается объять все творчество мастера — она посвящена только одной главе из его жизни, которая коренным образом изменила художника и его взгляд на искусство.

— Наш проект более целенаправленный, более точечный по замыслу, чем любая ретроспективная выставка,— подчеркнул в разговоре с «Огоньком» Алексей Петухов, куратор выставки и старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.— Присутствие каждой работы здесь обосновано, и они создают целостную ткань истории о Пикассо и Хохловой. Все вещи говорят об одном — любая метаморфоза в личной жизни художника почти сразу же находила отражение в его искусстве, они не существовали в разных плоскостях. Три четверти, а может, и пять шестых этих экспонатов прибывают в Россию впервые. Не так давно они стали открытием для Парижа, таким же открытием станут и для Москвы.

Пабло Пикассо. «Задумчивая Ольга». Париж, зима 1923 года. Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018

Пикассо из сундука

Сколько бы выставок Пикассо ни приезжало в Россию, раз за разом русская публика открывает для себя нового художника. Накануне революции 1917 года его ранние картины «голубого» периода и первые кубистические опыты, которые московский коллекционер Сергей Щукин успел купить за бесценок в Париже, завораживали и пугали редких посетителей его особняка на Знаменке — первого в мире музея современного искусства. Зато в оттепельном 1956 году Илье Эренбургу приходилось в микрофон урезонивать толпу, хлынувшую во дворик Пушкинского музея на открытие первой в стране крупной выставки всемирно известного «формалиста»: «Товарищи, вы ждали этой выставки 25 лет, подождите теперь спокойно 25 минут!» Восемь лет назад Пушкинский музей предложил панорамный взгляд на творчество Пикассо — он принял более 200 его картин в рамках мирового турне собрания Национального музея художника в Париже.

Впрочем, нынешняя выставка стоит особняком — хотя бы потому, что началась она не с картин, а с запылившегося дорожного сундука, в котором до конца своих дней танцовщица Ольга Хохлова, покинув Россию в составе балетной труппы Сергея Дягилева, хранила всю память о родных и об отношениях с Пикассо.

— Этот сундук стоял в одной из пустых комнат замка Буажелу, купленного Пикассо и Хохловой в конце 20-х — начале 30‑х годов,— рассказал «Огоньку» Алексей Петухов. — После смерти Ольги в 1955 году этот сундук еще более полувека держали закрытым — никто не рисковал прикасаться к этим тяжелым воспоминаниям. Когда же Бернар Руис-Пикассо, внук художника по линии Ольги Хохловой, все же решился потревожить семейное прошлое и заглянуть в него, он обнаружил огромный архив фотографий, писем на русском языке и других реликвий Ольги Хохловой. Началось их изучение, перевод, попытка вписать находку в контекст истории отношений Пикассо и Хохловой, и в итоге получили новую интерпретацию многие произведения художника, понятнее стала трагедия распада семьи, связанная с деформацией искусства Пикассо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм» «Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм»

Интервью с астрофизиком Рашидом Сюняевым: о карте Вселенной и многом другом

Огонёк
15 мыслей Мэтта Диллона 15 мыслей Мэтта Диллона

Мэтт Диллон — маньяк-чистюля из нового фильма Ларса фон Триера

GQ
Своевременное вневременное Своевременное вневременное

Как математик Александр Константинов стал художником чистой линии

Weekend
Последний компромисс Последний компромисс

Нетбэк — старая, системная болячка отечественного топливного рынка

Эксперт
Девальвация доллара в режиме реального времени Девальвация доллара в режиме реального времени

Золото ставит рекорды стоимости, серебро тянется к многолетним максимумам

Монокль
Позиция силы. Как вести переговоры с партнерами-женщинами Позиция силы. Как вести переговоры с партнерами-женщинами

Женщины на управленческих позициях — непростые оппоненты в переговорах

Forbes
Тест Samsung Galaxy Watch: умные часы с хорошей автономностью Тест Samsung Galaxy Watch: умные часы с хорошей автономностью

Компания Samsung представила новую «Приму» среди умных часов

CHIP
Дядя Сэм на воеводстве Дядя Сэм на воеводстве

Бурный рост добычи сланцевой нефти в США превратил их в серьезного маркетмейкера

Эксперт
Успех не для всех Успех не для всех

Как многие дети-актеры, Эшли и Мэри-Кейт Олсен рады, что ушли из кино

StarHit
Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны» Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»

О том, каким должно стать образование в будущем

Psychologies
Санкционное бессилие: что меры против Ирана значат для нефтяного рынка Санкционное бессилие: что меры против Ирана значат для нефтяного рынка

Иранский фактор вряд ли способен дестабилизировать рынок нефти

Forbes
Как технологии рождают диктатуру и могут ли они спасти демократию Как технологии рождают диктатуру и могут ли они спасти демократию

Тим Бернерс-Ли считает, что удастся вернуть интернет к демократическим истокам

Эксперт
«Лаборатория Касперского» допустила подачу иска против Нидерландов «Лаборатория Касперского» допустила подачу иска против Нидерландов

«Лаборатория Касперского» планирует подать иск против правительства Нидерландов

Forbes
Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок

Черная пятница: Cosmo-подборка полезных акций от модных марок

Cosmopolitan
«Молекулярный портрет» Казановы: 3 шокирующих открытия ученых «Молекулярный портрет» Казановы: 3 шокирующих открытия ученых

Группа ученых изучила рукописи Джакомо Казановы

Playboy
«Так теперь живут все нормальные люди». Чулпан Хаматова о благотворительности «Так теперь живут все нормальные люди». Чулпан Хаматова о благотворительности

Занятие благотворительностью — уже не героизм, а новая норма жизни

Forbes
Политика Трампа ведет американскую экономику к кризису Политика Трампа ведет американскую экономику к кризису

Республиканцы, возможно, смогут вернуть себе контроль над Палатой

Forbes
10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем 10 автомобильных моторов, по которым мы скучаем

Лучшие автомобильные двигатели, которые ушли слишком рано

Популярная механика
«Злые» офисные болезни: как защититься будущей маме? «Злые» офисные болезни: как защититься будущей маме?

Чем чаще всего болеют офисные сотрудники и как защитить себя

9 месяцев
Верит твердо в героев спорта Верит твердо в героев спорта

Президент фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер о культуре ЗОЖ и феминизме

Cosmopolitan
Дары с двойным дном Дары с двойным дном

Почему мы такое большое значение придаем подаркам

Psychologies
Фея-взрослая Фея-взрослая

Говорят, чудес не бывает, но мы в них упрямо верим

Добрые советы
Nissan Juke: внимание вариатору Nissan Juke: внимание вариатору

Запас прочности Nissan Juke

АвтоМир
Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле» Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле»

Главы из книги «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»

Forbes
Кошачий вальс Кошачий вальс

Главная кошатница мира моды исполнила коллекцию вместе с Louis Vuitton

Tatler
Наша Игромания Наша Игромания

Фрагмент, посвящённый «Игромании», из второго издания книги «Наша игра»

Игромания
Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе

Состоятельные люди тратят все меньше денег на строительство яхт

Forbes
Как бороться с облысением: три простых (очень простых) шага Как бороться с облысением: три простых (очень простых) шага

Проблема выпадения волос касается большинства людей на планете

Esquire
Леонид Рошаль: «Иностранные производители взяли нас за глотку» Леонид Рошаль: «Иностранные производители взяли нас за глотку»

Леонид Рошаль рассказал, почему он называет Марка Курцера бриллиантом

Forbes
Audi Q5: выбор не очевиден Audi Q5: выбор не очевиден

Запас прочности Audi Q5

АвтоМир
Открыть в приложении