В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пикассо&Хохлова»

ОгонёкКультура

Отразиться в Пикассо

Выставка «Пикассо&Хохлова» открывается в ГМИИ им. А.С. Пушкина на этой неделе. «Огонек» узнал, какого Пикассо только предстоит открыть москвичам и какие полотна из французского и испанского собраний пронзительнее всего рассказывают историю непростых отношений великого художника с его единственной русской музой

Анна Сабова

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на террасе отеля «Минерва». Рим, 1917 год. Фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018. Архив Ольги Руис-Пикассо / Succession Picasso 2018

Стены зала кое-где обтянуты холстом так, что кажется, будто сами полотна на этом фоне складываются в цельную мозаику, каждый фрагмент которой перекликается с остальной экспозицией. Недаром в 1920– 1930-е годы так было принято оформлять лучшие выставки Парижа. А в соседнем зале ни намека на столичный бомонд — деревянные панели на стенах и другие детали домашнего интерьера говорят только о парижском уюте апартаментов в доме № 23 на улице Ла Боэси, где жила чета Пикассо. Так выставка «Пикассо&Хохлова» воссоздаст в главном здании Пушкинского музея те декорации, в которых прошла парижская жизнь Пикассо с 1917 года до середины 1930-х.

Облик Белого зала, колоннады по обеим сторонам от главной лестницы, залов напротив, словом — главной выставочной оси музея, изменится неспроста — не так-то просто вписать в выставочное пространство, населенное античными статуями и копиями шедевров эпохи Возрождения, работы художника, который без ложной скромности признавался: «В детстве я рисовал как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисуют дети». Выставка не пытается объять все творчество мастера — она посвящена только одной главе из его жизни, которая коренным образом изменила художника и его взгляд на искусство.

— Наш проект более целенаправленный, более точечный по замыслу, чем любая ретроспективная выставка,— подчеркнул в разговоре с «Огоньком» Алексей Петухов, куратор выставки и старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.— Присутствие каждой работы здесь обосновано, и они создают целостную ткань истории о Пикассо и Хохловой. Все вещи говорят об одном — любая метаморфоза в личной жизни художника почти сразу же находила отражение в его искусстве, они не существовали в разных плоскостях. Три четверти, а может, и пять шестых этих экспонатов прибывают в Россию впервые. Не так давно они стали открытием для Парижа, таким же открытием станут и для Москвы.

Пабло Пикассо. «Задумчивая Ольга». Париж, зима 1923 года. Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018

Пикассо из сундука

Сколько бы выставок Пикассо ни приезжало в Россию, раз за разом русская публика открывает для себя нового художника. Накануне революции 1917 года его ранние картины «голубого» периода и первые кубистические опыты, которые московский коллекционер Сергей Щукин успел купить за бесценок в Париже, завораживали и пугали редких посетителей его особняка на Знаменке — первого в мире музея современного искусства. Зато в оттепельном 1956 году Илье Эренбургу приходилось в микрофон урезонивать толпу, хлынувшую во дворик Пушкинского музея на открытие первой в стране крупной выставки всемирно известного «формалиста»: «Товарищи, вы ждали этой выставки 25 лет, подождите теперь спокойно 25 минут!» Восемь лет назад Пушкинский музей предложил панорамный взгляд на творчество Пикассо — он принял более 200 его картин в рамках мирового турне собрания Национального музея художника в Париже.

Впрочем, нынешняя выставка стоит особняком — хотя бы потому, что началась она не с картин, а с запылившегося дорожного сундука, в котором до конца своих дней танцовщица Ольга Хохлова, покинув Россию в составе балетной труппы Сергея Дягилева, хранила всю память о родных и об отношениях с Пикассо.

— Этот сундук стоял в одной из пустых комнат замка Буажелу, купленного Пикассо и Хохловой в конце 20-х — начале 30‑х годов,— рассказал «Огоньку» Алексей Петухов. — После смерти Ольги в 1955 году этот сундук еще более полувека держали закрытым — никто не рисковал прикасаться к этим тяжелым воспоминаниям. Когда же Бернар Руис-Пикассо, внук художника по линии Ольги Хохловой, все же решился потревожить семейное прошлое и заглянуть в него, он обнаружил огромный архив фотографий, писем на русском языке и других реликвий Ольги Хохловой. Началось их изучение, перевод, попытка вписать находку в контекст истории отношений Пикассо и Хохловой, и в итоге получили новую интерпретацию многие произведения художника, понятнее стала трагедия распада семьи, связанная с деформацией искусства Пикассо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чужие берега Чужие берега

Размышления писателя Виктора Ерофеева на самом русском кладбище Парижа

Огонёк
Цена санкций: закрытие корпоративной информации ударит по российским инвесторам Цена санкций: закрытие корпоративной информации ударит по российским инвесторам

Тенденция к засекречиванию корпоративной информации

Forbes
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек 7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек

7 потрясающих киносцен, снятых без монтажных склеек

Maxim
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
Светлана Немоляева: «Лазарев никогда не давал повода усомниться в его верности» Светлана Немоляева: «Лазарев никогда не давал повода усомниться в его верности»

Светлана Немоляева о карьере и семье

Караван историй
Граждан Германии заподозрили в причастности к поставке турбин Siemens в Крым Граждан Германии заподозрили в причастности к поставке турбин Siemens в Крым

Прокуратура Гамбурга начали расследование в отношении трех граждан Германии

Forbes
Зачем армия США создает киберспортивное подразделение Зачем армия США создает киберспортивное подразделение

Зачем армия США создает киберспортивное подразделение

Forbes
Зомбоящик Пандоры. Что не так с цифровым эфирным ТВ Зомбоящик Пандоры. Что не так с цифровым эфирным ТВ

В 2019 году в России наконец-то официально наступит эра цифрового ТВ

Forbes
Что плохого в стремлении к независимости? Что плохого в стремлении к независимости?

Что такое контрзависимость

Psychologies
Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки? Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки?

Ответ есть в рекламной кампании Principe di Bologna

GQ
Почему я не умею выбрасывать вещи? Почему я не умею выбрасывать вещи?

Почему нам сложно расставаться с вещами

Psychologies
10 причин, почему мужчины остаются в несчастливых отношениях 10 причин, почему мужчины остаются в несчастливых отношениях

Десять мужчин рассказали, почему оставались в отношениях дольше, чем стоило бы

Psychologies
Имя собственное: почему в России редко используют личные бренды Имя собственное: почему в России редко используют личные бренды

Почему же в России использовать фамилию в бизнесе — прием редкий и рискованный?

Forbes
Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой» Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой»

Сергей Исаев признался, что будет делать после ухода из команды

StarHit
Революция авокадо: как заработать на потребительском буме в Китае Революция авокадо: как заработать на потребительском буме в Китае

КНР становится конечным пунктом назначения для товаров из других стран

Forbes
Природа женщины: в ГУМе открылась выставка нижнего белья от «Эстель Адони» Природа женщины: в ГУМе открылась выставка нижнего белья от «Эстель Адони»

5 ноября в ГУМе открылась выставка Nature de la Femme («Природа женщины»)

Cosmopolitan
На подъеме На подъеме

Четыре девушки с большими заслугами перед модной индустрией

Vogue
Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным

Зачем известные модные дома делают сумки из грибного материала

Forbes
«Сегодня торжествует психология подворотни» «Сегодня торжествует психология подворотни»

Театральный режиссер Лев Додин ставит диагноз нашему времени

Огонёк
Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода

Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода

Forbes
5 экзистенциальных комедий, которые нужно смотреть прямо сейчас 5 экзистенциальных комедий, которые нужно смотреть прямо сейчас

5 экзистенциальных комедий, которые нужно смотреть прямо сейчас

Esquire
Кто и когда садился на Марс: освежим память Кто и когда садился на Марс: освежим память

Кто и когда садился на Марс

Популярная механика
Остап Сулейман Берта Мария Бендер был! История реального прототипа великого комбинатора Остап Сулейман Берта Мария Бендер был! История реального прототипа великого комбинатора

Ильф и Петров списали своего героя с вполне реального одессита Остапа Шора

Maxim
Анна Кендрик: «Я пользуюсь Instagram, только когда мне грустно» Анна Кендрик: «Я пользуюсь Instagram, только когда мне грустно»

Актриса Анна Кендрик рассказала о моде без правил и «другой» Блейк Лайвли

Grazia
Бьюти-блендер: как использовать, как мыть, какой выбрать? Рассказывают профи Бьюти-блендер: как использовать, как мыть, какой выбрать? Рассказывают профи

Как выбрать бьюти-блендер, как его очищать, и что он умеет

Cosmopolitan
Крепко и пикантно Крепко и пикантно

Русская солянка — не просто первое блюдо, а настоящее средоточение вкусов

Playboy
Лотерея штрафов: кому не приходят письма счастья? Лотерея штрафов: кому не приходят письма счастья?

Лотерея штрафов: кому не приходят письма счастья?

АвтоМир
С точки зрения техники: пять самых грозных истребителей Второй мировой С точки зрения техники: пять самых грозных истребителей Второй мировой

Пятерка легендарных истребителей Второй мировой войны

Популярная механика
Независимым АЗС разрешили продавать бензин на 4% дороже «Роснефти» Независимым АЗС разрешили продавать бензин на 4% дороже «Роснефти»

В соглашении правительства с нефтяниками от 31 октября была выявлена ошибка

Forbes
Открыть в приложении