Отчетливый школьный привкус
Школьная столовка стала символом невкусной еды подозрительного качества. Бороться с этим пытаются на самом высоком уровне. Уже в марте в Совете Федерации поступит на обсуждение законопроект «О гарантиях детей на безопасное и качественное питание». Роспотребнадзор спешно разрабатывает новые требования к организации питания детей. Подключилась и детский омбудсмен Анна Кузнецова, пообещала масштабные проверки. Как получилось, что отрасль с оборотом 300 млрд рублей никем не контролируется, а дети травятся в школьных и детсадовских столовых, задумался «Огонек»
Картинки в социальных сетях с хештегом #школьнаяеда — лучший способ потерять аппетит надолго и похудеть. В школе № 2 города Каменск-Уральский в столовой дали компот с червями. Ученики Юргамышской школы (Курганская область) сфотографировали в тарелке с супом кусок мяса с маленькими белыми щупальцами. Выяснилось, что инопланетный ингредиент — говяжья щека. Старшеклассники школы № 10 в Юрге (Кемеровская область) демонстрируют, как серые разваренные макароны отлично намазываются на хлеб. Да и привычная школьная еда тоже не поднимает аппетит. В школе № 29 Динского района Краснодарского края на обед дают пшенную кашу с кабачковой икрой. В школе № 109 Челябинска питаются получше — куриной котлеткой с жидкой горошницей. Это толченый вареный горох… И дело не в отдельных жуликах на местах. Горошница и говяжья щека в тарелках детей — символы того, как устроена вся система школьного питания в России. Недавний скандал с «Конкордом», который кормит московские школы и детские сады,— только верхушка айсберга.
По закону «Об образовании» «организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность». Что имеется в виду под словами «организация питания», какие организации имеются в виду? Расплывчатость формулировки вывела на прошлой неделе в лидеры хайпа директора департамента образования Владимирской области Ольгу Беляеву. Она заявила, что это родители должны обеспечить «приобретение продуктов, подвоз и изготовление еды». Школа, мол, может только создать условия для приема пищи. И вообще нет такой обязанности кормить детей «ни у субъекта, ни у органов местного самоуправления, ни у департамента образования, ни у школы». Потом чиновница поправилась, сказала, что оговорилась. Действительно, и если с обязанностями родителей чиновницу занесло (нет такого в законе), то все остальное правда.
«Дети вынуждены есть в школьных столовых ежедневно и безальтернативно,— говорит президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов.— У нас 14 млн школьников. Их кормят в школе 180 дней в году. В среднем по России завтрак школьника стоит 50 рублей. Это самый массовый прием пищи, а больше половины детей в школе еще и обедают. В школе обращается свыше 300 млрд рублей в год (всего в системе социального питания крутятся 600 млрд рублей в год.— „О“). И в основном это деньги родителей, которые тратятся неэффективно. До 35 процентов средств теряется на теневом рынке посредников и перекупщиков».
Кто накормит
Все, что сделали федеральные органы власти для российских школьников,— это регламентировали калорийность блюд в их тарелках. С 7 до 11 лет дети должны потреблять 2350 ккал в сутки, с 11 лет — 2713 ккал. Роспотребнадзор дал и подробные рекомендации по балансу элементов: «В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ — белков, жиров и углеводов — должно составлять 1:1:4».
Всю головоломку организации и финансирования питания в школах оставили субъектам. Причем регионы имеют право, но не обязанность выделять деньги на питание «отдельных категорий граждан», то есть льготников. Кто будет льготником, что он будет есть и будет ли есть вообще за бюджетный счет, регионы решают исходя из своих финансовых возможностей. Четыре региона вообще никого бесплатно не кормят.
Почему так важны льготники в пирамиде школьного питания? Казалось бы, пусть многодетные семьи сами разбираются со своими правами... Но хитрость в том, что именно процесс выделения бюджетных средств на льготные категории — стартовый в общем хаосе. «Допустим, регион решил, что льготника будут кормить за 50 рублей в день,— объясняет Валерий Алексеев, руководитель проекта ОНФ „За честные закупки“.— Считают всех льготников, выделяют сумму. Дальше районы, муниципалитеты и даже сами школы в тендерной системе определяют поставщика. Поставщик, который будет кормить льготников, кормит и всех остальных. Поэтому бюджетные деньги поставщиков особо не интересуют. Это 5–10 процентов в их обороте. Все остальное они получат от родителей. А родители на выбор поставщика никак повлиять не могут. И, конечно, они только в редких случаях могут контролировать, как поставщик кормит их детей за их деньги. Фактически никто расход средств, качество питания и цены не контролирует».
Как же определяется, сколько заплатят родители за школьные обеды и завтраки? «Тут нет никакой разумной системы. Мы долго над этим ломали голову, пытались разобраться,— продолжает эксперт ОНФ,— существуют сложные формулы, рассчитывается наполняемость класса… но по факту это происходит так: вот, например, на льготников выделили 50 рублей, а всем остальным просто ставят 80– 90–100. Так как 50 совсем как-то мало, одна гречка в тарелке будет. Как правило, исходят из возможностей, а не из потребностей. Реальных подсчетов не проводится. Сумму, которую должны платить родители, могут устанавливать власти района или муниципалитета». Деньги, поступающие от родителей, расходуются отнюдь не прозрачно. Во многих районах в школах классный руководитель собирает наличные деньги. Безналичный расчет внедрен не везде. А тендеры, как известно, часто выигрывают «свои люди».
В Красноярском крае ежегодно в системе школьного питания тратится 10 млрд рублей. Краевой бюджет выделяет 2 млрд. Все остальное — родители. Проверка краевой Счетной палаты установила, что цены на питание даже в одном Красноярске отличаются в 4 раза при одинаковом наборе продуктов. В одних школах за горячий завтрак родители отдают 15 рублей, в других — 65 рублей. Стоимость обеда варьируется от 20,4 до 90 рублей. Выяснилось, что 63 процента договоров на поставку продуктов, заключенных со Школьным комбинатом питания № 38, проводились по тендерам с единственным участником-поставщиком. У Комбината школьного питания № 13 вообще все контракты монопольные.
В прошлом году карельский Роспотребнадзор проверил организацию питания в детских садах и школах. Нарушения выявили в 75 процентах случаев. Самые частые проблемы — несоответствие фактического и примерного меню, занижение объема порций готовых блюд, нарушение технологии приготовления блюд, несоблюдение условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов…
«Сегодня существуют два основных вида закупки: закупка услуг на организацию питания и закупка продуктов, когда готовят в самом учреждении,— комментирует Валерий Алексеев.— Примерно половина регионов перешли на аутсорсинг. То есть им привозят готовую еду. Они покупают услуги. Остальные готовят своими силами и покупают продукты. Закупки продуктов часто отягощены демпингом. При закупках услуг, аутсорсинге мы выявили создание картелей в очень большом количестве случаев. Поставщик нередко пытается за счет качества компенсировать минимальную цену. Бизнес без содействия государства просто не может сделать так, как необходимо в нашем социальном питании — быстро, качественно и дешево. Это невыгодная схема для бизнеса».