Барахолка с оборотом €1,8 млрд: новая мекка челноков
Кто заработал на открытии восточных ворот нового Шелкового пути
В контрольно-пропускном пункте Хоргос на границе Казахстана и Китая начинается первый коридор нового Шелкового пути через страны Евразийского экономического союза. В 2011 году по указу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на площади 5740 га началось строительство свободной экономической зоны Хоргос — Восточные Ворота. Сейчас здесь работают индустриальная зона и центр приграничного сотрудничества, сухой порт переваливает грузы, к нему с обеих сторон, китайской и казахстанской, протянули новые железнодорожные пути и автомобильные трассы. В 2018 году в порту было сформировано 311 контейнерных поездов по маршруту КНР — Европа, беспошлинную торговую зону посетило более 1,2 млн человек. В проект вложено минимум $1,4 млрд. Кто бенефициар этих инвестиций?
Организованные шоп-туры в новую мекку челноков отправляются из Алма-Аты поздно вечером, чтобы к утру, к открытию, добраться до Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Челноки преодолевают 300 км на автобусе по бесплатной трассе за пять часов, стоимость билета 6000 тенге (1000 рублей). До границы можно доехать в два раза быстрее по новой четырехполосной автодороге, но она платная.
«Шубу кто-то будет брать? Шубу можно только одну на руки. Если возьмете две или три, обязательно скажите мне, чтобы я раскидала по людям и мы спокойно прошли таможню, — инструктирует гид сонных пассажиров. — Мы сегодня как семья и должны друг другу помочь». Гид предупреждает, что из беспошлинной зоны можно вывезти товары весом не более 25 кг и стоимостью не более €500. Правила ужесточили с 2019 года, в 2018-м было 50 кг и €1500. Но за дополнительную плату, по словам одного из торговцев «Хоргоса», нормы можно превысить. Отдельно можно оплатить проход в беспошлинную зону без очереди (около 500 рублей).