«Огоньку» — 120
120 лет назад вышел первый номер нашего журнала. С тех пор в его истории было все: открытия и награды, внимание великих и рекордные тиражи, знаменитые авторы и не менее знаменитые герои. Мы вспомнили самое интересное.
С чего все началось
Первый номер «Огонька» вышел 9 декабря (21 декабря по новому стилю) 1899 года в качестве приложения к «Биржевым ведомостям» (Санкт-Петербург). Обложка этого номера рекламирует новинку тогдашнего театрального сезона — пьесу Петра Боборыкина «Накипь». Когда-то Боборыкина считали конкурентом Чехова, но в истории он остался, скорее, как изобретатель слова «интеллигенция» и закусочного салата «Ерундопель».
Рецепт салата «Ерундопель»: 110 гр. паюсной икры, четыре сардинки, один свежий огурец, пять вареных картофелин, покрошить лук, по вкусу оливковое масло, уксус, горчица. Отличная закуска к водке.
В 1-м номере также рассказывалось об освящении нового здания Народной библиотеки-читальни имени А. С. Пушкина (эта библиотека, кстати, существует до сих пор), об англо-бурской войне. Печаталось жизнеоописание Джорджа Вашингтона, сообщалось об американских женщинах на госслужбе и еврейской колонии в Китае. Завершался журнал научно-популярной статьей — о различных экспертизах (по крови или, скажем, волосам) на службе правосудия.
Ноу-хау «Огонька»
Русский язык обязан «Огоньку» словом «викторина»: наш журнал не только открыл для читателей неведомую игру, но и придумал ей название. Правда, сама игра была заграничной, американской, но, как подчеркивали мы в первом номере за 1928 год, она была «реорганизована и приспособлена к нашему быту».
Именно в «Огоньке» впервые в советской прессе появился кроссворд. Вот что писали мы в номере 18 за 1929 год: «Желая помочь читателю проверить свои словесные запасы, „Огонек“ вводит новую игру — „кроссворд“… Надеемся, что эта живая и полезная игра окажется весьма интересной». Как в воду смотрели!
Цветная вкладка — еще одно изобретение «Огонька». Она впервые появилась в номере 18 за 1946 год: отмечая первую годовщину окончания Великой Отечественной войны, журнал опубликовал картину Аркадия Пластова «Сенокос» — своего рода образ мирной жизни. Позднее такие вкладки стали фирменным стилем «Огонька», их вешали на стены вместо картин. Одним из поклонников этих вкладок был Иосиф Сталин.
Жанр «Как живет…» (позднее — «День такого-то») тоже был впервые придуман в «Огоньке». Среди первых героев, к примеру, члены президиума III Государственной думы октябрист Николай Хомяков и князь Владимир Волконский (см. № 7 за 1908 год), они рассказали и показали корреспондентам журнала, как живут и работают. В дальнейшем «Огонек» приглашали к себе граф Витте, министр торговли и промышленности Василий Тимирязев, Петр Столыпин и другие политические и общественные деятели старой России. А в советское время — уже представители новой власти, например Алексей Рыков и Лев Троцкий.
Друзья и авторы
В «Огоньке» печатались тексты многих известных людей, от писателей до политиков. Вот далеко не полный список именитых авторов:
Александр Куприн, Максим Горький, Михаил Шолохов, Семен Буденый, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Сергей Городецкий, Александр Блок, Александр Грин, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, а также Анна Павлова, Юрий Гагарин, Лев Яшин, Пабло Пикассо, Констатин Циолковский, Владимир Бехтерев, Чарли Чаплин, Михаил Жванецкий…
В советскую эпоху в«Огоньке» запустили и специальное литературное приложение — знаменитую «Библиотечку», маленькие книжки известных писателей выходили с 1925 по 1992 год, раз в неделю, и продавались отдельно от журнала.
О скольких известных людях писал «Огонек», теперь уже не сосчитать. И все же рекордсмен по статьям и упоминаниям — Лев Толстой. Фотографии писателя за письменным столом и в поле, на прогулке, с именитыми гостями и яснополянскими крестьянами рассыпаны по «Огоньку» начала XX века. А число обложек с Толстым может конкурировать только с количеством обложек со Сталиным.