Нити судьбы
Недавняя новость об ужесточении американских санкций в отношении «Северного потока — 2» не только в очередной раз «подвесила» дату завершения проекта, но и заставила пессимистов сомневаться в том, что такая дата вообще наступит. Между тем за этой проблемой, пусть и важной, видится другая, более масштабная — комплекс вопросов, связанных с текущим состоянием и перспективами развития российских экспортных газо- и нефтепроводов, значение которых для отечественной экономики трудно переоценить. Вопросы не самые приятные. Насколько эффективной является сегодня система распределения отечественных экспортных потоков? Исчерпан ли потенциал у находящихся в строю советских газо- и нефтепроводов? Оправдана ли ставка на строительство новых трубопроводов в условиях ожидаемого в уже не самом далеком будущем сокращения спроса на углеводороды? «Огонек» собрал мнения на этот счет у авторитетных экспертов, и мнения эти разделились.
Сегодня на слуху перспективы реализации одного из ключевых трубопроводных проектов последних лет — «Северного потока – 2». Они не то чтобы неясные, а скорее мрачные в свете недавних событий. Что с проектом не так, «Огонек» расспрашивал главу Фонда национальной энергетической безопасности, профессора Финансового университета Константина Симонова.
— Константин Васильевич, недавно США усилили санкции в отношении Nord Stream – 2. Проект можно считать похороненным?
— Усиление санкций потому и произошло, что строительство Nord Stream – 2 входит в завершающую фазу. Наши конкуренты выкладывают на стол последние аргументы. Иначе как объяснить и усиление санкций, и абсурдное намерение Польши взыскать штраф с «Газпрома» в размере 6,5 млрд евро? Даже в Брюсселе были удивлены наглостью Варшавы. При этом завершить «Северный поток – 2» будет не так просто, но возможно. По километражу осталось совсем чуть-чуть, порядка 120 километров, но под санкции подпали морские трубоукладчики. Смелых, готовых ослушаться США в Европе не оказалось. Швейцарская компания Allseas Group SA ретировалась из проекта фактически за одну ночь. Так что рассчитывать мы можем только на собственные силы. Они, к счастью, есть — морской трубоукладчик «Академик Черский», который надо переоснастить, поставить нужное сварочное оборудование, что сегодня и делается.
Мой прогноз: Nord Stream – 2 может быть сдан до конца 2021 года. Но одной только стройкой проблемы не ограничиваются. Правила «третьего энергопакета» ЕС были распространены и на морские трубопроводы. Де-юре собственник не может загружать его больше, чем наполовину мощности. Но и тут есть пути решения, например процедура аукционов на мощность, так что «Газпром» сможет сам у себя выкупать право на прокачку.
— Новые санкции — удар по «Газпрому» или по европейцам тоже?
— На первый взгляд кажется, что больше пострадает «Газпром». Россия будет вынуждена сохранять транзит газа через Украину, хотя по имеющемуся с ней пятилетнему соглашению с 2021 года объем прокачки должен составить всего 40 млрд кубометров (в этом году было 65). Это определенные денежные потери. Но если смотреть в будущее, то санкции скажутся и на Европе.
«Газпром» сегодня выступает балансирующим поставщиком газа в ЕС. Если не дать ему снижать издержки или пытаться искусственно ограничить его долю на рынке, то вскоре придется переплачивать другим поставщикам за «молекулы свободы».
Американский СПГ все равно выше по себестоимости российского трубопроводного газа, какие технические новинки ни применяй и как ни экономь на сжижении и фрахте. Проблема еще и в том, что в Брюсселе боятся возможного роста дотаций Украине. В последние годы Киев получает за транзит российского газа по 2–2,5 млрд долларов в год. На фоне колоссального украинского госдолга (в этом году он прогнозируется на уровне 93 процентов ВВП.— «О») и в 4 раза увеличившегося дефицита бюджета (около 3 млрд долларов в 2020 году.— «О») это немаловажная статья бюджетных доходов. В Киеве, конечно, ищут рецепт экономического чуда, предложив, например, выращивать каннабис. Но когда еще этот урожай поспеет и принесет ли он искомые 2,5 млрд долларов, вопрос. Однако ясно, что как только «Северный поток – 2» заработает, украинский транзит сойдет на нет. И это Брюсселю не нравится, поэтому ситуация и подается в общественном сознании как месть Москвы Киеву за его «демократический выбор».
— А это не месть?
— Это чистая экономика. Самой истории почти 30 лет. Сразу после распада СССР российские власти предлагали украинским совместное владение и управление транзитными трубопроводами, возникала даже идея трехстороннего консорциума с участием ЕС. И дело было не в том, что Россия хотела получить контроль над украинской ГТС, чтобы политически поработить Украину. А в том, что трубу надо постоянно ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии, Украина же не давала гарантий их надежного функционирования. Более того, она фактически объявила газопровод главным символом государственности. Я эти переговоры хорошо помню, они активно велись и на экспертном уровне, я был частым гостем в Киеве. Но прийти к согласию не удалось. Постепенно «Газпром» понял бесперспективность этих попыток и стал реализовать стратегию обходных газопроводов, первым из которых стали две нитки «Северного потока». Его запустили еще в 2011 году. Между прочим, тогда президентом Украины был не такой уж антироссийский Янукович. Главное, что в эти годы Россия начала ускоренное освоение месторождений полуострова Ямал. Уже введено в эксплуатацию Бованенковское месторождение, на подходе Крузенштерновское и Харасавэй, есть еще Русановское и Ленинградское на шельфе. А теперь посмотрите на глобус и станет ясно, что кратчайший путь с полуострова Ямал в Европу — это Балтика. Экономия по сравнению с украинским маршрутом — 1900 километров трассы. Какая тут политика? А низкая себестоимость газа — наше конкурентное преимущество. Россия обязана искать варианты, как удешевить транзит газа в Европу. И выработавший свой ресурс Уренгой — Помары — Ужгород получит статус запасного маршрута. Через четыре года (по завершении газового контракта с Украиной) перспектив у большого транзита газа через эту страну я не вижу.
— Ямал — давняя история. Почему же «Ямалу-2» предпочли «Северные потоки»?
— Месторождения полуострова Ямал действительно были открыты в советское время, но не разрабатывались. В те годы было много планов. Например, была даже идея строительства СПГ-завода совместно с США (проект «Северная звезда»). Труба должна была пройти с Уренгойского месторождения до Кольского полуострова. Удивительная история, которую мало кто помнит. Тогда Штаты пытались отвлечь СССР от строительства транзитных трубопроводов, потому что просчитали, что трубопроводный газ будет основным конкурентом американского угля. И стремились перевести наше внимание на другие варианты, предполагавшие технологическую зависимость от США. Когда распался СССР, возникла идея диверсифицировать транспортные маршруты. Так появился проект «Ямал — Европа» — вторая нитка транзита газа через Белоруссию и Польшу (33 млрд кубометров ежегодно). Был идея строительства газопровода «Янтарь» («Амбер»), которую активно лоббировала Польша, предлагавшая строить трубу через прибалтийские республики. Но, повторю, все идеи и проекты прокладки газопровода через Балтику связаны, прежде всего, с появлением нового центра добычи на полуострове Ямал как функционирующего производственного объекта.