Модная страна
О природе переменчивости устоявшихся предпочтений
Сначала простой и мелкий факт: знаменитый словенский фотограф Матиас Танчич сделал увесистый альбом с фотографиями повседневной жизни в Северной Корее. Первый тираж в 1000 экземпляров разлетелся мгновенно. Второй вышел в мае этого года и с блеском вписался в… Как бы поточнее высказаться: вписался в моду. Именно так: Северная Корея стала модной страной — и в Азии, и в странах Запада, где совсем еще недавно ее считали тотальным Мордором, где никогда не восходит солнце (не хочется перечислять прочие стандартные клише по поводу северокорейской жизни — все знают, о чем речь).
Что же произошло? Мой хороший знакомый Глеб Ивашенцов, работавший нашим послом в Корее (правда, Южной), обозначает ситуацию так: переломом было участие северокорейской делегации в сеульской Олимпиаде в этом году, все увидели множество симпатичных молодых людей на аренах и трибунах. Далее, немалую роль играет внешность северокорейского лидера Ким Чен Ына, с его прической, немалым весом и красавицей женой. Кроме того, какой-то народ все-таки бывает в Пхеньяне и видит там 40-этажные дома и широкие улицы (почти без автомобилей, но зато и без пробок, можно отдышаться). И только после всего этого мы упомянем эффект от июньского саммита Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре. Как минимум в самом Сингапуре можно было наблюдать настоящую северокорееманию во всех видах, типа бешеной распродажи соответствующих маек…
Перед нами очень примечательный феномен массового мышления, свойственный по разным поводам среднему обитателю стран Запада: бешеные зигзаги от «ужас-ужас» до «полный восторг». Это абсолютно политический феномен, особенно примечательный для наступившей эпохи всяческих, не обязательно хороших, перемен. Перемены такого рода случаются, когда пропагандисты чересчур стараются. Ну, к примеру, если медведь, то при нем слишком много водки и слишком большая балалайка. Когда люди, наконец, видят этого медведя с близкого расстояния, они с радостью убеждаются, что хоть это и медведь, но не такой, как им описывали. И даже умеет танцевать.