Легенда-95
«Аэрофлот» отмечает юбилей — 17 марта 1923 года было создано акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролет», ставшее предшественником российского национального перевозчика. 95 лет истории «Аэрофлота» — это фактически вся история отечественной гражданской авиации. История самолетов, прошедших путь от небольших деревянных аппаратов до сверхсовременных лайнеров, история пилотов и самых обаятельных в мире бортпроводниц, история маршрутов, аэродромов, бортового обслуживания — всего того, что делает авиакомпанию легендой. Как это было, разбирался «Огонек»
Пилоты
Первый регулярный воздушный маршрут в нашей стране был запущен русско-германским обществом воздушных сообщений «Дерулюфт» за полтора года до создания «Добролета». Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. А самый первый рейс, 1 мая 1922 года, выполнил пилот Иван Воедило. Сейчас имя этого пионера гражданской авиации присвоено самолету «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 с номером RA-89045.
А когда 15 июля 1923 года открылась первая внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород (уже под управлением «Добролета»), за штурвалом самолета сидел Яков Моисеев. В прошлом — летчик-истребитель Красной армии, в будущем — испытатель, участник знаменитого перелета из Москвы в Тегеран. В экипаж входил и механик, чтобы устранять неисправности в пути. Всех этих специалистов на первое время предоставлял «Добролету» Рабоче-крестьянский красный воздушный флот.
Прошло 9 лет, и в марте 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот». А уже через неделю для его работников учредили форменную одежду и знаки различия.
В годы Великой Отечественной «Аэрофлот» встал на защиту родины. На второй день войны, 23 июня 1941 года, из летчиков и воздушных судов авиакомпании сформировали шесть авиагрупп особого назначения: Северную, Прибалтийскую, Белорусскую, Киевскую, Юго-Западную и Московскую, а также три авиаотряда: Северный, Балтийский, Черноморский для обеспечения частей Военно-морского флота СССР. Также пилоты «Аэрофлота» вошли в состав 81‑й дивизии дальнебомбардировочной авиации. Уже в августе она бомбила Берлин. За время войны более 12 тысяч летчиков «Аэрофлота» были награждены орденами и медалями, а 15 человек удостоились звезды Героя Советского Союза.
После войны самолеты становились сложнее, а экипажи больше. В кабине первого реактивного лайнера Ту-104 находилось 5 пилотов: командир, второй пилот, штурман, бортинженер и радист. У представителя каждой профессии была даже своя эмблема на квалификационных значках. Но самолеты совершенствовались, и число людей в кабине постепенно сокращалось. Современными воздушными судами уверенно управляют два пилота.
В 1962 году в «Аэрофлоте» появилась первая женщина-пилот — Ираида Вертипрахова. Через 6 лет она стала командиром экипажа. И сейчас в «Аэрофлоте» летают пилотами и проходят подготовку 32 представительницы прекрасного пола. Всего в штате авиакомпании 2340 пилотов, из них более тысячи — командиры воздушных судов.
Флот
Первым самолетами «Добролета» были Junkers F.13, вмещавшие помимо экипажа только четверых пассажиров. Но уже в декабре 1923 года начались испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1. А весной 1924-го — металлического самолета конструкции А.Н. Туполева АНТ-2. В 1929 году КБ Туполева представил уже многоместный пассажирский самолет АНТ-9. И к концу 1930‑х годов, когда «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира, его флот уже в основном состоял из машин отечественного производства.
Правда, перед войной в СССР было организовано производство американских Douglas под маркой Ли-2. Именно на таких машинах многие пилоты «Аэрофлота» прошли войну. А 9 мая 1945 года аэрофлотовский Ли‑2 доставил в Москву подписанный накануне Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
В 1945 году советские конструкторы разработали более совершенный и уже полностью отечественный самолет Ил-12. В 1947 году он начал работать на линиях «Аэрофлота». А в 1956-м с появлением Ту-104 в пассажирской авиации началась новая, реактивная эра.