Фестиваль студенческих театров в Москве

ОгонёкКультура

«Ищем братьев по разуму»

С 20 по 24 августа в Москве пройдет XII Всемирный конгресс международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) и московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. Представитель России в AITU-IUTA и организатор конгресса — московский театр МОСТ

Беседовала Елена Мостовщикова

Сцена из спектакля «4 Любы. Оттепель». Театр МОСТ. Фото: PR служба театра МОСТ

О феномене студенческих театров «Огонек» поговорил с актером театра МОСТ, представителем России в руководстве Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA Анатолием Сафронихиным и директором театра МОСТ Ириной Большаковой.

— Как рождаются и взаимодействуют друг с другом студенческие театры из разных стран? Это постоянное движение или «случайные встречи»?

Анатолий Сафронихин: Студенческие театры никто не насаждает сверху. Они, как правило, сами возникают, развиваются и начинают искать «братьев по разуму» по всему миру. Этот процесс носил разрозненный характер, пока в 1992 году директор Студенческого театра МГУ Ирина Большакова не выступила с идеей объединения университетских театров в международное сообщество. Так как в те годы частные международные контакты в нашей стране были еще проблематичны, она обратилась за помощью в Союз театральных деятелей России и нашла там поддержку. Вскоре в Москве состоялась международная конференция на эту тему, а спустя два года руководитель Королевского театра Льежского университета (Бельгия) Робер Жерме создал Международную ассоциацию университетских театров.

— Как появилась идея объединения студенческих театров?

Ирина Большакова: После того как мы побывали на международном фестивале «Русской драмы» в Чехословакии в 1987 году. Он нас ошеломил. Когда я узнала, какое количество студенческих фестивалей в Чехословакии, мне стало обидно — у нас ничего подобного не было! Захотелось исправить это положение. Уже в 1990 году при поддержке Российского центра AITA и на базе Студенческого театра МГУ мы смогли провести первый Московский международный фестиваль студенческих театров. А идея ассоциации возникла позже. Самым ярким впечатлением того времени стали поездки на знаменитый Эдинбургский фестиваль «Фриндж», в его каталоге значилось 537 театров! На первом московском фестивале в 1990 году Джейн Вард, молодой продюсер из Великобритании, увидев наш спектакль-кабаре «Синие ночи ЧеКа», пригласила нас в Эдинбург. Мы играли там 20 дней подряд, успех невероятный. А в 1992 году, в наш второй приезд на «Фринжд», мы познакомились с театром Эдинбургского университета. После общения решено было, что режиссер Тоби Гоф приедет в Москву и поставит с объединенным актерским составом «Бурю» Шекспира! Спектакль был сыгран всего несколько раз, но эта история показала многое. Главное — на каком уровне самоотдачи, энтузиазма и сумасшедшей фантазии могут работать студенческие труппы. На этом эмоциональном фоне и возникло желание объединить возникающие связи в систему.

«Как пришла любовь к Хуану Тамаду». Студенческий театр Tanghalang, Филиппины. Фото: PR служба театра МОСТ

— Что дает студенческим театрам участие в международном движении? Насколько масштабно это движение? Как часто проходят встречи?

А.С.: Ассоциация дает участникам информацию о фестивалях и конференциях, а студенческие театры получают отзывы, оценки и советы критиков и зрителей. Созданная в 1994 году AITU-IUTA на данный момент объединяет коллективы из более чем 50 стран и каждые два года собирает всемирный конгресс. Нынешний конгресс в Москве проводится и при поддержке Фонда президентских грантов, и Департамента культуры города Москвы. Заявки на участие в XII Всемирном конгрессе подали Канада, Бельгия, Франция, США, Колумбия, Италия, Великобритания, Филиппины, Мексика, Россия, Марокко, Турция, Аргентина, Эквадор, Израиль, Камерун, Бангладеш и другие страны. Театральный центр «Вишневый сад» и посольство Республики Беларусь предоставили свои площадки для фестивальных постановок. Часть спектаклей пройдет на сцене театра МОСТ. И.Б.: Будучи автором идеи ассоциации, театр МОСТ присоединился к ней лишь в 2009 году. В эти годы, к сожалению, началась печальная история выселения театра МГУ из Дома культуры на Моховой (улица Никитская). Мы несколько лет боролись за выживание. Только когда театр МГУ получил патронаж Москвы, мы смогли вернуться к нормальной творческой жизни. Нам повезло — тогдашнее руководство столицы помогли сохранить студенческий театр МГУ, преобразовав его в муниципальный театр МОСТ.

— На какие средства существуют студенческие театры и как финансируется Международная ассоциация?

А.С.: Традиционная поддержка, оказываемая университетами своим театрам,— это бесплатное предоставление репетиционных помещений и сцены для показа спектаклей. Некоторые университеты выделяют средства на декорации и костюмы, финансируют участие в фестивалях.

— Кто примет участие в фестивале? Как проходил отбор спектаклей?

И.Б.: Отбирая спектакли на фестиваль, мы исходили из принципа разнообразия. Например, на фестивале будут представлены два невербальных спектакля: «Триптих» из Кемерово и CAFЕ из Челябинска, после которых состоится круглый стол «Художественный язык невербального театра». Посмотрев спектакли «Остановись, прохожий» (Латвия), «Человек, перешедший реку» (Белоруссия) и спектакль «4 Любы. Оттепель» (Москва), специалисты опять же смогут обсудить увиденное на круглом столе «Образное решение документального спектакля». А спектакли из Филиппин и Болгарии дадут возможность оценить перспективы «Классики на сцене молодежного театра»

— Имеет ли шанс среднестатистическая студенческая студия в перспективе стать профессиональным театром?

И.Б.: Ролан Быков еще в конце 1950-х добился разрешения аккумулировать деньги от продажи билетов на отдельном счету в Доме культуры МГУ и использовать их на развитие театра. Так обычная студия превратилась в знаменитый Студенческий театр МГУ. В 2000 году, после невероятного успеха «Черного человека» и «Синих ночей ЧеКа», поставленных Евгением Славутиным, театр МГУ перешел в разряд профессиональных и стал государственным театром МОСТ. Примерно тот же путь прошли московские театры «На Юго-Западе» и «У Никитских ворот», студенческий театр «Манекен» в Челябинске. Это возможный, но не обязательный вариант развития. Молодые люди приходят в театральные студии не карьеру делать, не за быстрыми деньгами, а чтобы почувствовать свои творческие возможности, найти единомышленников, найти ответы на непростые запросы времени. Зрители это чувствуют. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Считать от МРОТ Считать от МРОТ

Оплату труда учителей ждет реформа

Огонёк
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Ни дна без строчки Ни дна без строчки

Как Юрий Олеша всю жизнь размышлял о своем поражении и искал для него слова

Weekend
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Невозможный человек! Невозможный человек!

7 советских актеров, чей характер оказался слишком тяжелым в работе

Лиза
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Открыть в приложении