«Это возможность почувствовать русскую душу»
В Ватикане открывается масштабная выставка, состоящая из 54 произведений русской живописи из собраний Третьяковской галереи (47 полотен) и ряда других российских музеев
Экспозиция, получившая название «Русский путь. От Дионисия до Малевича», является ответом на прошедшую два года назад в Третьяковской галерее выставку из музеев Ватикана Roma Aeterna, где были представлены 42 шедевра из пинакотеки Ватикана. После ее огромного успеха российская сторона поставила перед собой задачу подготовить не менее значимый по художественному уровню и общественному звучанию проект. Как сказано в пресс-релизе, наш ответ «должен стать духовным и культурным посланием России центру западного христианского мира». И поэтому, как и Ватиканские музеи два года назад, Третьяковка впервые расстается с таким значительным количеством своих сокровищ. Наряду с древнерусским искусством зрители увидят «Не ждали» Ильи Репина, его же «Крестный ход в Курской губернии», «Утопленницу» Василия Перова, «Всюду жизнь» Николая Ярошенко и другие мало известные на Западе произведения русского реализма. А кроме того, в Ватикан привезли такие знаковые произведения, как «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Троица» Натальи Гончаровой.
Осуществление столь масштабного проекта было бы невозможно без финансовой поддержки благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, который, как и в ходе Ватиканской выставки в Третьяковке, взял на себя финансовые издержки.
В канун открытия российской экспозиции «Огонек» побеседовал с директором Ватиканских музеев Барбарой Яттой, которая с большим нетерпением встречает выставку из России уже потому, что у нее самой русские корни. К тому же ей гораздо больше нравится встречать шедевры у себя, чем отправлять в дальнее странствие свои.
— Во время телемоста с Москвой вы сказали, что всему Риму не терпится посмотреть выставку из России. Почему такой интерес?
— Дело в том, что основу экспозиции составляют те произведения русского искусства, которые мало известны римской и итальянской публике, и я даже сказала бы, западной публике в целом. Да, это правда, что выставка отталкивается от Дионисия, но ее костяк составляет русская живопись XIX века, живопись необыкновенная, очень самобытная. К тому же эта живопись крайне редко вывозилась из России. И потому замысел организаторов выставки — Зельфиры Трегуловой (директор Третьяковской галереи.— «О») и Аркадия Ипполитова (куратор выставки.— «О») — показать в Ватикане столь широкую панораму русского искусства на основе произведений из Третьяковской галереи и ряда других российских музеев — сразу показался мне чрезвычайно удачным. Я с радостью подхватила эту идею. Это прекрасный ответ на ту выставку, что мы отправили два года назад в Москву.
— Изначально ответная выставка из российских музеев в Ватикане предполагала, насколько я помню, полотна на библейские темы. Концепция изменилась?
— Мы не вмешивались в выбор российской стороны, ведь и два года назад российская сторона оставила за нами право самим составить экспозицию для Третьяковской галереи.
Но согласитесь, духовность в искусстве может иметь множество форм. И посетители выставки получат возможность почувствовать русскую душу через прекраснейшую живопись, которая, повторюсь, в отличие от икон, ей почти не известна. У меня самой есть генетическая предрасположенность к традиционной иконографии — моя бабушка по рождению православная (она приняла католичество, чтобы выйти замуж за моего деда), мама — эксперт по иконам. Но и меня эти полотна поразили именно своей глубочайшей духовностью.
— Почему для экспозиции выбрано крыло Карла Великого, расположенное не в Апостольском дворце, а в Колоннаде Бернини?
— Крыло Карла Великого — пространство, где проводятся масштабные выставки, которые организуют не только Ватиканские музеи, но и сам Святой престол. И в выборе именно этого места для выставки из России содержится двойной месседж. Это выставочное пространство является одной из важнейших витрин Ватикана, и оно находится в самом его сердце (Колоннада Бернини примыкает к собору Святого Петра.— «О»). В отличие от Ватиканских музеев, вход в Крыло Карла Великого — прямо с Ватиканской площади. Обсуждая с Зельфирой Трегуловой концепцию выставки, мы сочли очень важным и то обстоятельство, что вход на нее будет бесплатным (что было бы невозможно при размещении выставки в Апостольском дворце.— «О»). Таким образом, экспозиция сможет привлечь не только любителей искусства и туристов, но и паломников, что очень важно, учитывая ее религиозное и духовное звучание.