Как устроены продажи в соцсетях и мессенджерах
Объем рынка продаж в социальных каналах (соцсетях, мессенджерах и на сайтах объявлений) оказался огромным — почти 600 млрд рублей. Их используют 76% компаний, предлагающих товары или услуги в онлайне, а 94% продавцов уже освоили соцсети
«Продаем там, где собираются люди» — на протяжении тысячелетий торговля работает по этому принципу. Поэтому продавцы пошли за покупателем в интернет. 10 лет назад все стремились иметь свой сайт. Сейчас этого уже недостаточно. Стал расти мобильный трафик — крупные компании запускают приложения, чтобы поселиться у клиента в смартфоне. Клиенты проводят большую часть онлайн-времени в соцсетях и мессенджерах? Значит, надо быть там. Но не для всех новые каналы одинаково эффективны. Чтобы правильно выбрать, где в соцкоммерции ваше место, нужно понимать, что происходит на этом рынке. Яндекс.Касса и Data Insight провели масштабное исследование, результатами которого я поделюсь.
Объем продаж в социальных каналах — почти 600 млрд рублей
Рынок электронной коммерции в России по итогам 2017 года по разным оценкам составил около 1 трлн рублей. Недавно Morgan Stanley выпустил прогноз, согласно которому к концу 2018 года объем рынка достигнет отметки в 1,292 трлн рублей, а за пять лет вырастет более чем в два с половиной раза — до 3,491 трлн руб.
Исследование показало, что в торговлю в социальных каналах в России вовлечены как покупатели 39 млн интернет-пользователей, а как продавцы — 22 млн.
Рынок социальной коммерции в нашей стране сопоставим с официальным рынком онлайн-ритейла — он оценивается в 591 млрд рублей и 394 млн сделок. Таким образом, продажа товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах с финансовой точки зрения не менее привлекательна для бизнеса, чем традиционные онлайн-каналы (сайт и приложение).
Что продается в соцканалах? Самая большая категория — одежда и обувь. Объем продаж этих товаров составляет более 100 млрд рублей в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.
Средний чек покупки составляет 1500 рублей. За 73% заказов через социальные каналы люди платят до 3000 рублей. Самый большой средний чек — в категории «Аренда недвижимости» (6500 рублей), на втором месте — «Электроника и бытовая техника» (3600 рублей), на третьем — «Животные и растения» (3000 рублей). В самой популярной категории — «Одежда и обувь» россияне платят в среднем по 1950 рублей.