Человек летающий
215 лет назад в небо над москвой поднялся первый воздушный шар с пассажирами — предок современных реактивных ранцев и будущих беспилотных воздушных такси. Какие у человечества виды на полеты?
На самом деле полетов было два, и первый состоялся над Санкт-Петербургом в июне 1803 года, таким образом открыв новую эру — воздухоплавания. Подробности исторического события сегодня малоизвестны, но оттого не менее увлекательны: аппаратом управлял француз Андре-Жак Гарнерен, известный как первый парашютист в истории, в небо над столицей Российской империи он взял супругу, Жанну-Женевьеву, а посмотреть за полетом шара с земли стоило немалых денег — целых 2 рубля.
Несколько месяцев спустя, в начале октября, похожий полет повторили в Москве. Подзаработать Гарнерен планировал и здесь, подъему в небеса сопутствовал громкий пиар-ход: воздухоплаватель пригласил с собой уже не жену, а первую красавицу города — княгиню Прасковью Гагарину. Шар пролетел несколько десятков километров и спустился на землю в имении Вяземских. Позднее Петр Андреевич Вяземский шутил: мол, своей славой он обязан тому, что у него приземлилась Гагарина.
Конечно, со времен тех первых полетов небесный ландшафт сильно изменился: воздушные шары сегодня уже не в моде, однако парадокс в том, что новые летательные аппараты все так же могут собирать толпы восторженных зрителей. Чем мы будем покорять небеса в ближайшем будущем? Разберемся.
Эксперты предупреждают: одно из самых важных инженерных решениий, над которым сегодня бьются лучшие умы человечества,— это вертикальный взлет. Вызов серьезный: инженеры хотят минимизировать влияние наземной инфраструктуры — взлетных полос и аэродромов! Вот, например, компания Terrafugia только что попала в новости благодаря открытому предзаказу на летающий автомобиль Transition: с помощью раздвижных крыльев он легко превращается в самолет и обратно. Однако если для Transition все еще нужна взлетная полоса, то для следующего проекта с футуристичным названием TF-X ее уже не понадобится. Ролик, представленный производителем, впечатляет: TF-X на глазах трансформируется из машины в некое подобие вертолета и взлетает с небольшой асфальтированной площадки… В компании подчеркивают: этому аппарату не нужен аэропорт, а применять его можно на любых дорогах и хайвеях!
Почему так важен именно вертикальный взлет? Как считают эксперты, все дело в нашем образе жизни. Например, директор по аэрокосмическим стандартам Общества автомобильных инженеров (SAE) Дэвид Александер объясняет на портале Всемирного экономического форума, что мобильность связана с урбанизацией, проще говоря, с запросами горожан. И если земля в городах так или иначе распределена, то небо над ними еще «недоиспользовано».
Чем его занять? Ну, например, компания Uber скоро обещает нам целый флот летающих такси. Сам проект называется Uber Elevate, в его рамках планируется использовать… крыши городских домов, из них сделают так называемые вертипорты. В проморолике проекта героиня, чтобы объехать пробку, заказывает летающее такси с помощью приложения в смартфоне, поднимается на одну из крыш, где садится в ожидающий ее аппарат, и взлетает над мегаполисом. Испытать ощущения смогут жители Лос-Анджелеса и Далласа уже в 2020 году, на который намечен старт программы. Впрочем, обитателям других городов тоже не стоит унывать: похожие летательные аппараты обещает, к примеру, и Airbus. Устройства, спроектированные этой компанией, похожи на небольшие вертолеты и впервые поднялись в воздух зимой этого года. Не отстает и Россия: еще в прошлом году Фонд перспективных исследований (ФПИ) подвел итог конкурса проектов по созданию демонстратора летательного аппарата вертикального или сверхкороткого