Первый всероссийский съезд охранников подвел итоги и сплотил ряды

Огонёк

Частично вооруженная армия

Никита Аронов

Технические решения способны облегчить труд охранников, но заменить людей пока не могут. James Leynse/corbis / Getty Images

На минувшей неделе в столице прошел первый Всероссийский съезд руководителей частных охранных структур. Событие знаковое: профессия охранника в России — одна из самых массовых. Ее представителей мы встречаем буквально на каждом шагу, целые деревни уезжают в большие города работать в охране. Чем живет эта многотысячная армия людей в форме и частично с оружием? «Огонек» пытался это понять, поговорив с делегатами съезда и послушав выступления с трибун

— А вы точно аттестованный журналист? Здесь все журналисты должны быть аттестованы,— строго спросил мужчина из соседнего ряда.

Такого вопроса следовало ожидать, ведь сегодня в Москве проходит первый Всероссийский съезд охранников, точнее руководителей охранных организаций. И проходит он в обстановке бдительности.

Зал наполняют мужчины в костюмах. У тех, что постарше, костюмы темно-серые, у молодых — синие. Волосы чаще седые или с проседью, гладко выбритые подбородки, изредка — усы. Все здесь имеют служилый вид и почти все действительно носили погоны: кто в армии, кто в спецслужбах, но чаще — в милиции.

Свой первый съезд в Общественной палате охранники постарались сделать максимально представительным. Мероприятие открывали председатель правления ФКЦ РОС Александр Козлов (на правом фото слева) и сенатор Виктор Озеров (в центре). Фото Кристина Кормилицына

— Я бывший сотрудник уголовного розыска. Куда на пенсию идти, если всю жизнь в погонах. У нас в Саранске, наверное, 98% руководящего состава ЧОП бывшие сотрудники,— признается Сергей Амелькин, глава мордовской частной охранной организации, то есть ЧОО. ЧОП (частное охранное предприятие) звучит привычнее, и эту старую аббревиатуру тоже активно используют, но все же правильнее теперь именно так — ЧОО.

Первый день в гостинице «Измайлово» делегаты съезда обсуждали рабочие вопросы. На второй — собрались в главном зале Общественной палаты уже в торжественной обстановке: с пением гимна Российской Федерации, награждением охранника-героя, спасшего детей при пожаре, и вручением самым достойным региональным ассоциациям охранников знамен.

Бывший полковник милиции, а ныне — главный брянский охранник Игорь Зуевич не скрывает гордости:

— Это знамя подразделения. Будет у меня в кабинете стоять. Только как же я с ним отсюда на метро поеду?

Еще в рамках торжественной части сенатор Виктор Озеров приветствовал делегатов съезда от имени Совета Федерации, зачитывали письмо от министра образования и науки, а зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный выступил с проникновенной пятиминутной речью, о том, что закон о частной охранной деятельности уникальный, но жизнь идет вперед. В зале при этом никто не спал — видные представители профессии привыкли бороться со сном в самых скучных ситуациях.

Хотя скучно не было, местами было даже весело, пусть и торжественно. Например, по ходу выступления «хозяина территории» — секретаря Общественной палаты аудиторию накрыла целая гамма разных ощущений.

«Моя военная специальность — оператор пуска. Я могу запустить десять ракет с шестью атомными боеголовками каждая, но не могу сделать того, что можете вы»,— признался собравшимся Валерий Фадеев, и зал оробел и воспрял одновременно. Но секретарь ОП продолжал: «Мужчины и женщины, работающие в вашей отрасли,— важный резерв вооруженных сил…» На этих словах Игорь Зуевич из Брянска, наверное, вспомнил о врученном знамени.

Про резерв, кстати, слова не пустые. Выступавший после Фадеева генерал Росгвардии Леонид Веденов сообщил, что ведомство всерьез думает включить частные охранные организации в мобилизационный план. И просил присутствующих в зале журналистов об этом не писать.

Вахтеры, полицейские, сторожа

Резерв и правда немалый, ведь в России 1,5 млн частных охранников. Правда, только 668 тысяч из них — официально аттестованные (с лицензиями). Они объединены в 23 тысячи ЧОО и охраняют (напрямую или через пультовую охрану) 1,1 млн разнообразных объектов.

— Однако минимум еще столько же охранников оказывают эти же услуги без лицензии,— объясняет «Огоньку» организатор съезда, член Общественной палаты и председатель правления Федерального координационного центра руководителей охранных структур (ФКЦ РОС) Александр Козлов.— У нас государство достаточно серьезно относится к профессии охранника, потому что его работа связана с ограничением свободы граждан. Охранники должны быть несудимые, не наркоманы, не состоящие на учете из-за алкоголизма, достаточно здоровые и знающие закон. Эти требования заставляют недобросовестных предпринимателей уходить в тень ради экономии.

Схема такая: «недобросовестные» вместо четко регламентированного ЧОО открывают ООО, берут с улицы абы кого, представляя сотрудников сторожами, контролерами, администраторами торговых залов, но оказывая, по сути, охранные услуги. И роняя «планку качества».

— Инструкции так написаны, что всегда можно свалить на конкретного контролера, который что-то недопонял,— поясняет Александр Козлов.

Сначала понятно не очень. Но потом выясняется: обычные сторожа и вахтеры тоже есть. Их, по оценкам ФКЦ РОС, еще около 200 тысяч человек. И они «планку качества» не держат, поскольку этого от них и не требуется.

С другой стороны, есть еще государственные охранники: ведомственные и вневедомственные. Первые раньше относились к полиции, а теперь к Росгвардии. Самые заметные из них — сотрудники Главного управления вневедомственной охраны — люди в полицейских погонах, которых еще недавно можно было увидеть охраняющими какой-нибудь магазин.

— Раньше функции охраны выполняла милиция. Люди во вневдомственной охране носили погоны, имели льготы, выслугу лет, но фактически работали охранниками. Потом государство, видимо, сравнило затраты на социальный пакет и пенсии и осознало, что дешевле нанимать частников,— рассуждает гендиректор тульского охранного холдинга «Барс» Алексей Артемов.

— Они подверглись сокращениям, их убрали с объектов. Фактически они сейчас обеспечивают только пультовую охрану, а физическую — только на объектах, которые в связи с постановлением правительства должны охраняться полицейской охраной,— добавляет Александр Козлов.

Но и это картина не полная. К той же Росгвардии относится, например, ФГУП «Охрана». Но эти люди уже без погон, они «ведут» объекты на основании договора. Еще есть ведомственная охрана различных ведомств: РЖД, «Спецсвязи», «Росатома» и т. п. Некоторые из них пытаются выйти за пределы охраны ведомственных объектов и залезают на чужую территорию — участвуют в тендерах на охранном рынке ЧОО.

Это участников съезда тихо бесит, поскольку у государственных охранников перед частными есть явное преимущество — у них не служебное оружие, а боевое. Второе преимущество юридического характера — некоторые объекты вообще, по закону, могут охранять только государственные охранники. Существующий на этот счет список имеет склонность к расширению, и охранники частные видят в этом одну из главных угроз для своей отрасли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поселок старых большевиков Поселок старых большевиков

Адвокат Добровинский вспомнил, что были у него в Париже политические убеждения

Tatler
Модное родео: 15 способов Модное родео: 15 способов

Как одеться в стиле Дикого Запада

Cosmopolitan
Херон Престон: «Я хотел пригласить Путина на свою вечеринку и выпить с ним водки» Херон Престон: «Я хотел пригласить Путина на свою вечеринку и выпить с ним водки»

Дизайнер рассказал Vogue о запуске новой капсульной коллекции

Vogue
Клык с бриллиантом и золотая челюсть: самые странные Клык с бриллиантом и золотая челюсть: самые странные

Украшение на зубы – непременный атрибут у примитивных народов

Cosmopolitan
B поисках инопланетян: чем занимается проект SETI B поисках инопланетян: чем занимается проект SETI

В этом году проекту поиска внеземного разума SETI исполнится уже 58 лет

Популярная механика
Превозмогая невозможное: 5 историй спортсменок, которые вернулись после травм Превозмогая невозможное: 5 историй спортсменок, которые вернулись после травм

Эти девушки – пример невероятной силы духа, целеустремленности и веры в себя

Cosmopolitan
Фарерские острова: холодная жемчужина Атлантики Фарерские острова: холодная жемчужина Атлантики

Если вы хотите совершить путешествие на край Земли

Esquire
История насосного производства, или введение в датские технологии История насосного производства, или введение в датские технологии

Чем известна Дания? Подходом к производству водяных насосов!

Популярная механика
Анастасия Пальчикова:Ответственность по рождению. Почему русские, живущие за границей, должны оправдываться за действия Кремля Анастасия Пальчикова:Ответственность по рождению. Почему русские, живущие за границей, должны оправдываться за действия Кремля

За границей ты все равно отвечаешь за свою страну

СНОБ
Plate-Tonic Love Plate-Tonic Love

Мы пришли в новую большую мастерскую керамиста Аны Илуэка

Seasons of life
Алексей Чадов: Бывших жен не бывает Алексей Чадов: Бывших жен не бывает

Алексей стал телеведущим вместе с бывшей женой Агнией Дитковските

Лиза
Крейг Грин примет участие в Pitti Uomo 94, как приглашенный дизайнер Крейг Грин примет участие в Pitti Uomo 94, как приглашенный дизайнер

Британец едет покорять Флоренцию, итальянец везет Roberto Cavalli домой

Esquire
Independent Media не кормит завтраками Independent Media не кормит завтраками

Издательский дом Independent Media 22 марта провел бизнес-завтрак для партнеров

Cosmopolitan
7 cекретов стиля Тимоти Шаламе 7 cекретов стиля Тимоти Шаламе

Выясняем, откуда в этом 22-летнем номинанте на «Оскар» столько очарования

Esquire
Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды

Сможет ли Poiret вернуть былую славу?

Vogue
Формирование Формирование

Работы Тараса Левко монолитные, цельные, без декора и других «глупостей»

Seasons of life
Ленинградская Прохоровка: встречный бой лучших танковых дивизий РККА и вермахта Ленинградская Прохоровка: встречный бой лучших танковых дивизий РККА и вермахта

Вторжение фашистской группы армий «Север» в Советскую Прибалтику

Maxim
Контролируй это Контролируй это

Как отчетность и бесконечные проверки эффективности убивают смысл любой работы

Русский репортер
Гладкие секреты Гладкие секреты

Тонкости глажки

Лиза
Субмарина под кайфом: как перевозят наркотики на подводных лодках Субмарина под кайфом: как перевозят наркотики на подводных лодках

Колумбия — мировой центр экспорта наркотиков

Популярная механика
10 фактов о марке Off-White 10 фактов о марке Off-White

Разбираемся, почему детище Вирджила Абло постоянно на слуху

GQ
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд Убытка не будет. «Газпром» приготовился выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд

Промедление с выплатой долга увеличивает его на $0,5 млн ежедневно

Forbes
Алексей Миранчук: «Кроме футбола у меня больше ничего нет» Алексей Миранчук: «Кроме футбола у меня больше ничего нет»

Россия – не футбольная или не спортивная страна?

Esquire
Раздевайся, ложись Раздевайся, ложись

Фрагменты из новой книги Эмили Чанг по итогам оргий в Сан-Франциско

Tatler
Гормональная йога Гормональная йога

Специальный комплекс асан помогает уравновесить гормональный фон

Лиза
Куда летим? Куда летим?

Таллин и Рига: рассказываем о прибалтийских столицах

Лиза
За бураном – в Астану За бураном – в Астану

Столице Казахстана Астане в этом году, как и «Автомиру», исполняется 20 лет

АвтоМир
Встали в позу Встали в позу

Меняя язык тела, мы можем изменить свою жизнь

Psychologies
Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма

В природе все уравновешено и гармонично

Maxim
Открыть в приложении