Были б дети
Маленькая деревенская школа во Владимирской области, у которой в этом году будет всего один выпускник, регулярно завоевывает статус лучшей сельской школы в России — чтобы не закрыли
Дима Голубев, ученик 9-го класса из деревни Лесниково, на всех уроках сидит один — одноклассников у него нет. «Сварщиком хочет стать,— шепотом объясняет директор школы Михаил Овечкин.— Мальчик из сложной семьи, тяжело ему, но свою тройку зарабатывает». В прошлом году у Лесниковской школы было целых три старшеклассника, один другого краше: победители и призеры муниципальных олимпиад, на ОГЭ набрали хорошие баллы, выше районного и областного уровня. «Такой выпускной им отгрохали, 5 тысяч рублей потратили! И Диме тоже праздник летом устроим,— обещает директор.— А чтоб ему одиноко не было, позовем ребят из восьмого класса, надо же создать атмосферу».
«Не жалуются — работают»
Директор проводит экскурсию: до 1917 года этот кирпичный дом принадлежал его прадеду, купцу 2-й гильдии. «У него было пятеро детей,— рассказывает Михаил Ильич.— Старшему сыну прадед завещал то здание, где нынче у нас столовая, второму — где мастерские, третьему — где магазин. Этот, самый большой дом, Советы сразу заняли для руководства, выселив прабабку и двух ее дочерей, а в 1931-м открыли школу». Михаил Ильич учительствовать начал в 1981 году, а в 1987 году стал директором: «Где родился, там и пригодился».
В те годы здесь было почти 400 ребят, и хотя к старому зданию пристроили новое, все равно учились в две смены. Сейчас занятия посещают 39 школьников. Крепкий некогда лесниковский совхоз, находящийся в 30 километрах от районного центра Гусь-Хрустальный Владимирской области, давно разрушен, большинство работоспособных граждан подались на заработки во Владимир и Москву — откуда ж детям в опустевшей деревне взяться? «Зато появились мигранты,— отмечает директор.— Вот приехала семья узбеков, детишки вообще по-русски не знали ни слова. Мы столько усилий приложили, чтобы их воспитать, и они у нас заговорили, начали нормальные оценки получать, сейчас старшая девочка поступила в колледж».
При этом малочисленной девятилетка не считается: два ребенка из неблагополучных семей сейчас находятся в районном центре реабилитации, но числятся за лесниковским учебным заведением. «Поэтому у нас официально 41 ученик,— разводит руками Михаил Ильич.— Обидно». Было бы здесь 40 детей, получили бы от Минобрнауки России субсидию как малочисленные — от 4 до 6 млн рублей. А так денег не положено».
Впрочем, никто не жалуется — работают. В Лесниково 10 учителей. Как и во многих сельских школах, здесь работают целые династии: мать и дочь Пискуновы преподают русский и немецкий, физрук — сын директора, воспитатель дошкольной группы — невестка директора, учитель начальных классов — сватья директора. Шесть преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют звание «Заслуженный учитель РФ» и один — нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». Эта школа трижды становилась лучшей сельской школой в России, была лауреатом III Международного конкурса им. Макаренко, победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а недавно, в ноябре, стала и лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2017». Почетный статус — своего рода охранная грамота, защищающая от реорганизации. Уже давно ходят разговоры, что было бы выгоднее возить маленьких лесниковцев в соседний поселок, где школа побольше. Но пока что ни у кого не поднимается рука закрыть такое авторитетное учебное заведение. Поэтому здесь стараются вообще не пропускать ни одного конкурса. Укрепляют престиж.