Будем не экономить, а тратить?
Четырехдневка — экономически необоснованный проект
Безусловно, предложенный Дмитрием Медведевым маневр по введению четырехдневной рабочей недели при сохранении зарплат на прежнем уровне представляется весьма гуманным и благоприятным для населения России. Однако с точки зрения экономической логики данные перестроения в трудовых ресурсах страны сегодня, на мой взгляд, выглядят преждевременными. Более года назад Владимир Путин в майском указе поставил цель — обеспечить рост производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и торговля) не ниже чем на 5 процентов в год. При нынешних темпах роста производительности весьма амбициозная и крайне сложная задача.
Что такое производительность труда? Упрощенно — это выпуск продукции за единицу времени. Иными словами, если вы сокращаете количество рабочих часов, то у вас автоматически падает производительность труда. Если, конечно, вы не совершили технологического прорыва и не изобрели способ или оборудование, позволяющее за меньшее число времени создать больший объем продукции.
Теперь взглянем на проблему введения четырехдневки под другим углом. В году 52 недели по пять рабочих дней. Если добавить один выходной, убрав один рабочий день, то число выходных увеличивается на 52, а это двухмесячный, правда прерывный, отпуск в добавление к имеющемуся. Подобное сокращение годового бюджета рабочего времени непременно, по крайней мере на начальном этапе, нанесет ущерб экономике. Экономические последствия такого решения несложно подсчитать и без помощи компьютера. Попробуем...
Каждый май население России уходит в длинные праздничные выходные с до-полнительными 4–5 днями, то есть фактически входит в режим, соответствующий предлагаемому переходу на четырехдневную неделю. Если возьмете данные Росстата, в частности информацию по маю по отношению к апрелю, то потери объемов продукции в мае составляют традиционно 3–4 процента практически по всем номенклатурам, которые создают предприятия, работающие с выходными.
Следует иметь в виду, что 35–40 процентов российского ВВП создают отрасли так называемого непрерывного цикла, где нет нормированной рабочей недели — там работают всегда, по графику «24 на 7». Это вся добывающая промышленность, энергетика, металлургия, частично химическая и пищевая промышленность, транспорт, торговля — везде непрерывный цикл. Доменные печи в металлургии вы не остановите и холодильники не отключите в пищевой промышленности, даже если смените пятидневку на четырехдневку. Воображение отказывается рисовать картину, когда на переработку привозят молоко или мясо, а рабочие отвечают, что у них трехдневный