Общество|Феномен
Россия по-китайски
Какой он, китайский турист, и в чем специфика китайского туристического бизнеса, «Огонек» выяснял в Санкт-Петербурге, самом популярном городе среди китайских туристов
В Петербург едут все. И, конечно же, китайцы. Только за последний год туристов из КНР стало больше в два раза. По словам Екатерины Шадской, директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, в 2014-м китайцы потратили в России 1 млрд долларов, а в этом году сумма трат может увеличиться в два раза. В среднем за поездку китаец тратит 2,5 тысячи долларов, причем большая часть суммы уходит на шопинг и рестораны. Однако много заработать на китайских туристах вряд ли удастся.
— Китайцы — сложный партнер,— говорит Екатерина Шадская.— Их туркомпании пытаются максимально снизить стоимость российского турпакета (проживание, экскурсии, транспортное обслуживание и др.). И они очень нацелены на то, чтобы деньги от китайских туристов доставались китайцам. Например, по закону гид-переводчик не может быть иностранным гражданином. Так что формально группа туристов должна обслуживаться российским гидом. Однако на практике китайские фирмы часто приглашают лицензированных российских гидов для прохода в музеи, а фактически экскурсию ведут китайские студенты.
Иногда деньги для оплаты персонала из Китая, обслуживающего туристов в России, даже не покидают Поднебесной. Их переводят на китайские банковские карты работников туротрасли или, например, живущим в Китае родителям или родственникам этих сотрудников. Большинство китайцев попадают в Россию через туркомпании, поскольку лишь туроператоры могут принимать их по безвизовым спискам. Однако, приезжая в Россию, граждане КНР строят бизнес по своим правилам.