Фотопредставление | Аэрофлот
Праздник покоренных высот
В минувшие выходные в России отметили день воздушного флота. Празднику уже 83 года, гражданской авиации на 10 лет больше. И ее история — это в первую очередь история «Аэрофлота»
Так уж вышло, что у работников «Аэрофлота» сразу два профессиональных праздника в году. День гражданской авиации они отмечают 9 февраля — это дата создания в 1923 году Совета по гражданской авиации. А в августе летчики, бортпроводники и работники наземных служб празднуют уже День Воздушного флота России. Этот праздник установили в 1933-м, и все советское время он оставался общим для работников гражданской авиации, военнослужащих ВВС и представителей авиапрома.
В 1990-х для военных выделили отдельную праздничную дату — 12 августа, День Военно-воздушных сил (с 2015 года — Воздушно-космические силы). Но, как бы то ни было, военные летчики и сейчас мероприятия, посвященные своему празднику, проводят в общий День Воздушного флота — третье воскресенье месяца.
Честно говоря, 1990-е годы, когда оживленно решались вопросы о праздниках авиаторов, праздничными для авиации вряд ли назовешь. Авиатранспортная отрасль, как и вся страна, пребывала в кризисе. По всей России закрывали аэродромы, отменяли авиасообщения со многими пунктами, самолеты сдавали в утиль.
«Аэрофлот », который до распада Советского Союза был фактически синонимом отечественного воздушного флота, в одночасье стал одной из сотен российских авиакомпаний, некоторые из которых владели всего одним-двумя воздушными судами. В эти тяжелые годы «Аэрофлот» выжил, но многое было потеряно. Авиакомпания, десятилетиями остававшаяся крупнейшей в мире по объемам перевозок, вдруг утратила лидерство даже внутри страны. 1990-е и большую часть 2000-х «Аэрофлот» жил словно по инерции, убыточный и малоэффективный. Настоящие перемены начались в 2009 году, после смены руководства авиаперевозчика.
Задачи перед новым менеджментом стояли, прямо скажем, непростые: с одной стороны, надо было выбираться из убытков, с другой — не только сохранить главные активы, но и укрепить их. Сделать маршрутную сеть доходной, а качество сервиса поднять на действительно международный уровень. Была принята программа жесткой экономии. В таких условиях некоторые меры казались парадоксальными. Например, более 2 тысяч сотрудников пошли под сокращение, и в то же время группу бортпроводников отправили учиться в Сингапур. Да еще и заказали для кабинных экипажей новую красивую форму. Все это вызвало вал критики, зато принесло плоды. В скором времени «Аэрофлот» от убытков перешел к прибыли, стал обладателем самого молодого в мире воздушного флота, а форма стюардесс «красный мандарин» и вовсе сделалась международным хитом.