Новые гарантии для гаранта
Рабочая группа по изменению Конституции подготовила новые поправки ко второму чтению законопроекта. Что предлагается зафиксировать в Конституции и как это скажется на статусе президента и премьера, разбирался РБК.

Новую серию возможных поправок в Конституцию внесли во вторник на рассмотрение профильного комитета Госдумы депутаты и сенаторы, в числе которых соруководители рабочей группы по изменению Конституции Андрей Клишас и Павел Крашенинников. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рассмотрит эти поправки в среду и с большой вероятностью рекомендует их к принятию во втором чтении, пояснил РБК собеседник, близкий к обсуждению.
Приравняли к импичменту
Парламентарии предлагают конституционно закрепить норму о неприкосновенности бывших президентов России. В новой статье Основного закона предлагается указать, что президент, прекративший исполнение своих обязанностей, обладает неприкосновенностью. Сейчас неприкосновенность бывших президентов закреплена в федеральном законе от 2001 года.
Другие гарантии экс-президентам могут быть предоставлены в соответствии с федеральным законом, пояснил Крашенинников. Процедуру лишения экс-президента неприкосновенности авторы поправок предлагают сделать аналогичной процедуре импичмента, описанной в ст. 93 Конституции.
«Если это будет вынесено на второе чтение, то станет одним из пунктов, который будет вынесен на всенародное голосование», — ответил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков на вопрос, нужна ли Владимиру Путину неприкосновенность.
Эксперт по конституционному праву Илья Шаблинский считает, что данная поправка, если будет внесена, ничего не поменяет на практике. «Все урегулировано законом 2001 года», — полагает он.
По мнению Шаблинского, значительная часть обсуждаемых поправок «перетаскивается из действующих законов». «Это, на мой взгляд, неоправданное усложнение регулирования — на уровне Конституции надлежит закреплять самые общие и важные правила», — считает эксперт.
С Шаблинским не согласен Андрей Гольцблат, управляющий партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia), принимавший участие в качестве эксперта в работе Конституционной комиссии, в начале 1990-х работавшей над текстом Основного закона. «Исторические события могут развиваться по непредсказуемому сценарию, примеров тому очень много. Понятно, что конституционное закрепление усилит эту норму, так как Конституция — Основной закон и обладает высшей юридической силой, ее сложнее поменять, чем федеральный закон», — объясняет юрист.
Политолог Алексей Макаркин объясняет необходимость этой нормы желанием повысить уровень гарантий руководству страны, так как новые руководители нередко пересматривают деятельность предшественников.